БЕССОЗНА́ТЕЛЬНОЕ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕССОЗНА́ТЕЛЬНОЕ, совокупность психич. феноменов и процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта. Учитывая, что механизмы всех психич. функций обычно не осознаются, такое определение распространяет область Б. почти на всё, что изучает психология. В глубинной психологии Б. – особый функциональный компонент психики, инстанция, противостоящая сознанию и дополняющая его.
Представления о неосознаваемых сферах жизни души содержатся во многих традиц. учениях – «мир воображения» (араб. – алям-аль-миталь) в исламе, концепция трансцендентного «зрителя» (сущностного Я) в йоге, «сознания-хранилища» (в котором содержатся все «следы», оставленные прошлым опытом, и «семена» будущего опыта) в буддизме, учение Платона о познании как воспоминании (анамнесис) и мн. др.
Концепция Б. впервые была чётко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В эпоху романтизма в противовес рационалистич. воззрениям Просвещения сложился своего рода культ Б. как глубинного источника творчества (Ф. В. Шеллинг, К. Г. Карус и др.). Иррационалистич. учение о Б., выдвинутое А. Шопенгауэром, было развито далее Э. Гартманом, который возвёл Б. в ранг универсального принципа, лежащего в основе бытия.
Изучение Б. психологией началось в 19 в. И. Ф. Гербарт, анализируя динамику представлений, описал психич. конфликты и вытеснение в Б. одних представлений другими. Г. Л. Ф. Гельмгольц разработал концепцию «бессознательных умозаключений», обеспечивающих восприятие событий на основе прошлого опыта. Г. Лебон в своей «психологии толпы» подчёркивал бессознательный и иррациональный характер массового стихийного поведения.
Важный стимул в изучении Б. дало применение гипноза в целях психотерапии франц. психиатрич. школой. В исследованиях постгипнотич. внушения (выходя из гипноза, человек выполняет внушённую ему инструкцию, но, не осознавая причин своего действия, пытается придумать ему рациональное объяснение) И. Бернхейма и неосознаваемых травм психических Ж. Шарко и П. Жане были наглядно продемонстрированы феномены неосознаваемой психич. регуляции поведения. Согласно Жане, причинами неврозов могут служить травмирующие события, ставшие неосознаваемыми и замещённые невротич. симптомами в результате «сужения поля сознания». Каждое из таких образований сохраняет собств. активность, обладая признаками отд. личности. По Жане, в Б. существует ряд «единовременных психических существований» (позже К. Г. Юнг назвал их автономными комплексами).
Бессознательное в глубинной психологии
Изучение Б. в русле психотерапии было продолжено З. Фрейдом, подтвердившим связь между невротич. симптомами и переживаниями травматич. характера, которые не осознаются в силу действия защитных механизмов личности – вытеснения, проекции, рационализации и др. Фрейд предложил радикально новое понимание Б. как особой противостоящей сознанию системы психики, являющейся источником инстинктивных влечений, прежде всего сексуальных (либидо), хранилищем вытесненных переживаний и врождённых «первофантазий». Содержание Б. – типическое, в осн. это общие для всех людей связные группы переживаний (комплексы), большей частью формирующиеся в детстве и сохраняющие инфантильный характер.
Психика выступает у З. Фрейда как динамич. система противоборствующих сил. Мотивационным энергиям Б., стремящимся разрядить своё напряжение в действиях или фантазиях человека («принцип удовольствия»), препятствует «цензура», подавляющая и искажающая неприемлемое для сознания содержание. Действие цензуры ослабляется во время сна, опьянения, в гипнотич. трансе, творч. состояниях и др. изменённых состояниях сознания. Осн. источниками сведений о Б. служат сновидения, остроты и ошибки, психопатологич. симптомы, продукты творчества, поток свободных ассоциаций (всё это «компромиссные», т. е. искажённые цензурой образования, функция которых – реализация влечений). Содержание Б. может выявляться и ставиться под контроль сознания в процессе его повторного проживания (катарсиса) с помощью техники психоанализа. Между сознанием и Б. располагается предсознательное, включающее содержания, не осознаваемые в данный момент, но актуализирующиеся по мере необходимости.
В поздних работах З. Фрейд наряду с Я и Б. (Оно) ввёл ещё одну неосознаваемую психич. инстанцию, ответственную за цензуру и вытеснение, – Сверх-Я, источник морали, проявляющийся в чувстве вины, долга и т. п. В Б. Фрейд выделил два фундам. инстинкта – Эрос (силы жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатос (влечение к смерти, разрушению и агрессии), между которыми идёт борьба.
В интерпретации фрейдовского учения у Ж. Лакана Б. предстаёт как лингвистич. феномен – семантич. поле, «силовые линии» которого предшествуют опыту и организуют его. Активность Б. описывается Лаканом как особый вид речи, говорящей о нереализованных желаниях языком симптомов и др. «компромиссных образований», которые представляют собой «разрывы» в субъекте (т. е. в осмысленной связной речи). Вслед за Лаканом Б. начинают рассматривать как интерсубъективный феномен, для изучения которого привлекается лингвистика и семиотика. Исследование Б. стало пониматься как особая «глубинная герменевтика» – расшифровка и интерпретация скрытого смысла речи-сознания (или симптомов, понимаемых как сообщение).
В. Райх считал, что в формировании Б. участвуют «мышечные зажимы» – хронические напряжения в теле, посредством которых человек блокирует тревогу, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный панцирь, препятствующий разрядке энергии либидо, и система личностных защит человека – это одна и та же структура, формирующая Б. и вызывающая психосоматические заболевания.
В работах ряда учеников и последователей З. Фрейда, отошедших от психоанализа, при рассмотрении Б. акценты были смещены с подавленной сексуальности на широкий спектр конфликтных ситуаций, обусловленных социокультурными причинами. Напр., А. Адлер считал основой Б. сформировавшийся в детстве комплекс неполноценности и связанное с ним стремление к превосходству над др. людьми. Согласно Э. Бёрну, люди не осознают своих жизненных «сценариев» и играют в привычные «игры», пытаясь удовлетворить свои неосознаваемые желания.
В аналитической психологии К. Г. Юнга личное Б., описанное З. Фрейдом, – лишь преддверие к «океану» коллективного Б., общего для всех психич. пространства, не зависящего от культуры и индивидуальных особенностей психики. Структурными единицами коллективного Б. являются архетипы – универсальные схемы формирования образов, переживаний, жизненных ситуаций. По Юнгу, глубинные слои Б. лишь в слабой степени объяснимы рациональными средствами; вместо попыток объективировать Б. психотерапевту следует наладить диалог с ним как с партнёром. У Юнга Б. выступает как созидательная творч. сила, направляющая психич. энергию на индивидуацию (диалогич. соединение сознания и Б., обеспечивающее полноту раскрытия личности) и своей работой компенсирующая односторонность сознательных решений и поступков. Эго, сознательное Я, с которым отождествляет себя совр. человек, – лишь социальная роль, «маска» (в терминах Юнга – «персона»), а подлинный центр психики, трансцендентный источник осознания – «Самость» – принадлежит к Б., подобно глазу, не способному увидеть себя.
Вслед за К. Г. Юнгом «высшее Я» выделял Р. Ассаджоли, располагая его в ещё одной области Б. – «сверхсознании», сфере интуиции, вдохновения, источнике творч. процессов, любви и высших чувств. Исследования сверхсознательного оживились в 1960-х гг. в русле трансперсональной психологии в связи с множеством новых данных, полученных при изучении психоделич. опыта. С. Гроф выделяет три области Б.: личное Б. (в осн. описанное З. Фрейдом); трансперсональное Б. (частично описанное Юнгом, его многочисл. «картографии» представлены в религ. и мистич. картинах мира); перинатальное Б., наполненное символами и конкретными переживаниями смерти и рождения (учение о родовой травме как основе Б. было разработано О. Ранком) и являющееся как бы «мостом» между личным и трансперсональным Б.
Бессознательное в экспериментальной психологии
Разработанная Д. Н. Узнадзе теория неосознаваемой установки была положена в основу широкомасштабного изучения Б. грузинской психологич. школой. Ж. Пиаже описал «когнитивное Б.» (в дополнение к «аффективному Б.» З. Фрейда) – когнитивные неосознаваемые процессы, обеспечивающие работу сознания. Проводятся исследования «двигательного Б.», регулирующего двигат. процессы и лежащего в основе автоматизмов (двигат. стереотипов) и непроизвольных действий (которые могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие). Представление о психофизиологич. механизмах неосознаваемого автоматизиров. поведения разработано Н. А. Бернштейном в его концепции построения движений.
Ведутся исследования неосознаваемого восприятия (напр., восприятия невербальных аспектов коммуникации, подпорогового восприятия). Изучаются особенности бессознательных мыслительных процессов, такие, как иконический характер знаков-образов, которыми оперирует Б., слитость этих образов с переживаниями (т. е. отсутствие или неустойчивость разделения на субъект и объект, выделения Я и не-Я), безразличие Б. к логике и времени (все эти особенности выделяют в мышлении детей, в «примитивных» обществах, в содержании сновидений). Идёт поиск нейрофизиологич. коррелятов Б., которое часто связывают с межполушарной асимметрией и работой правого полушария головного мозга. В социальной психологии изучается распространение неосознаваемого социального влияния – механизмы идентификации, подражания, «социального заражения», паники и т. п., особенности формирования и функционирования социальных установок.
Междунар. конгрессы по изучению Б. проводились в 1910 в Бостоне и в 1979 в Тбилиси.