КА́РУС КАРЛ ГУСТАВ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг – 28.7.1869, Дрезден), нем. биолог, врач, философ, психолог, живописец. Иностр. чл.-корр. Петерб. АН (1833). Друг и единомышленник И. В. Гёте. Окончил Лейпцигский ун-т (1811). В 1814–69 проф. Саксонской медико-хирургич. академии в Дрездене. С 1827 лейб-медик саксонского короля. В 1862–1863 президент Герм. академии естественных наук «Леопольдина» в Галле. Автор работ по сравнительной анатомии нервной системы, кровообращению у насекомых, развитию мускулатуры и др., а также сравнительной психологии (зоопсихологии) и учебников по анатомии, зоологии, физиологии, гинекологии. В развитом К. варианте позднеромантич. натурфилософии своеобразно преломилась гётевская идея единства бытия – отражения всего во всём. Воспринятое у Гёте представление об органичности и одухотворённости природы, её живой метаморфозе проецируется у К. на широкое поле естественно-науч. знаний, при этом К. стремился к созданию символич. картины всего бытия. Тело рассматривается как выражение души («Символика человеческого облика» – «Symbolik der menschlichen Gestalt», 1853), бессознательного творч. начала, определяющего всё развитие организма; болезнь – нарушение телесно-душевной целостности. Ключ к постижению сущности сознания заключён в области бессознательного («Псюхе. К истории развития души» – «Psyche. Zur Entwicklungsgeschichte der Seele», 1846). Даже в иск-ве К. находила своё выражение его символич. психология: так, пейзажная живопись должна быть научно обоснованной физиогномикой ландшафта. Воздействие идей К. сказалось в психологии кон. 19 – нач. 20 вв. (Л. Клагес и др.), он явился предшественником психосоматики и глубинной психологии.
Как художник-самоучка, К. в студенч. годы посещал занятия в лейпцигской Академии рисунка, с худ. Ю. Дицем на пленэре выполнял натурные штудии. Первые худож. работы К. датируются началом 1810-х гг. Испытал влияние дрезденских романтиков, прежде всего К. Д. Фридриха, копируя и варьируя его мотивы: заснеженные горные вершины, виды из окна, люди, созерцающие мор. просторы; водные прогулки, руины и кладбища, лунный свет («Вид Колизея ночью», Эрмитаж, С.-Петербург). Насыщал свои картины политич. и лит. ассоциациями; создавал произведения по мотивам Данте и И. В. Гёте. Наивная трактовка романтич. мотивов сближает творчество К. с бидермайером. Под влиянием Фридриха и Гёте написал теоретич. труд «Девять писем о пейзажной живописи» («Neun Briefe über Landschaftsmalerei», 1815–24; опубл. в 1831; переиздание – 1972), в котором ввёл понятие «картина жизни земли», считая воссоздание этой картины гл. целью художника-пейзажиста.