Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́МПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕ́ННОСТИ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев

КО́МПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕ́ННОСТИ, струк­ту­ра лич­но­сти, про­яв­ляю­щая­ся в бо­лез­нен­ном пе­ре­жи­ва­нии че­ло­ве­ком сво­ей не­со­стоя­тель­но­сти и в стрем­ле­нии к пре­вос­ход­ст­ву над дру­ги­ми.

К. н. впер­вые опи­сан А. Ад­ле­ром, изу­чав­шим фор­мы ком­пен­са­ции у де­тей с де­фек­та­ми ор­га­нич. раз­ви­тия. Чув­ст­во не­пол­но­цен­но­сти Ад­лер вна­ча­ле рас­смат­ри­вал как след­ст­вие де­фек­та, за­тем как уни­вер­саль­ную дви­жу­щую си­лу раз­ви­тия лич­но­сти, а позд­нее – как след­ствие фру­ст­ра­ции по­треб­но­сти в пре­одо­ле­нии об­стоя­тельств. Не­спо­соб­ность ком­пен­си­ро­вать де­фект или спра­вить­ся с жиз­нен­ной си­туа­ци­ей и пре­одо­леть чув­ст­во не­пол­но­цен­но­сти при­во­дит, по Ад­ле­ру, к пе­ре­рас­та­нию по­след­не­го в ком­плекс не­пол­но­цен­но­сти.

Ис­точ­ни­ком К. н. мо­жет вы­сту­пать не толь­ко ор­га­нич. де­фект, но и сис­те­ма от­но­ше­ний в се­мье (или вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­нии), при ко­то­рой ре­бё­нок в ран­нем воз­рас­те ре­гу­ляр­но по­лу­ча­ет не­га­тив­ные оцен­ки и у не­го фор­ми­ру­ет­ся ощу­ще­ние сво­ей не­со­стоя­тель­но­сти, не­ве­рие в собств. си­лы, го­тов­ность к не­га­тив­но­му вос­при­ятию со сто­ро­ны дру­гих. Кри­тич. пе­рио­дом для об­ра­зо­ва­ния К. н. яв­ля­ет­ся под­ро­ст­ко­вый воз­раст, в ко­то­ром не­ред­ко по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о се­бе как ущерб­ной лич­но­сти ли­бо как о нор­маль­ном че­ло­ве­ке в ущерб­ном ми­ре. В слу­чае ак­тив­но­го стрем­ле­ния ис­пра­вить или ком­пен­си­ро­вать свои не­дос­тат­ки воз­мож­ны пол­но­цен­ная адап­та­ция и фор­ми­ро­ва­ние нор­маль­ной са­мо­оцен­ки или да­же ги­пер­ком­пен­са­ция – раз­ви­тие спо­соб­но­стей вы­ше сред­не­го уров­ня.

Лит.: Adler A. What life should mean to you. L., 1980; Бернс Р. Раз­ви­тие Я-кон­цеп­ции и вос­пи­та­ние. М., 1986; Вы­гот­ский Л. С. Де­фект и ком­пен­са­ция // Вы­гот­ский Л. С. Про­бле­мы де­фек­то­ло­гии. М., 1995; Ад­лер А. Нау­ка жить. К., 1997.

Вернуться к началу