Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНСПЕРСОНА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Майков

ТРАНСПЕРСОНА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние, по­лу­чив­шее раз­ви­тие в США с кон. 1960-х гг. Оп­ре­де­ля­ет се­бя как «чет­вёр­тую си­лу в пси­хо­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии», вос­пол­няю­щую од­но­сто­рон­ность пси­хо­ана­ли­за, би­хе­вио­риз­ма и гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Ос­но­ва­те­ля­ми Т. п. вы­сту­пи­ли амер. пси­хо­ло­ги и пси­хо­те­ра­пев­ты А. Мас­лоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мер­фи и др. Сре­ди сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков они на­зы­ва­ют У. Джейм­са, К. Г. Юн­га, Р. Ас­сад­жо­ли, а так­же транс­цен­ден­та­ли­стов – Р. У. Эмер­со­на и Г. Д. То­ро. Ли­де­ра­ми со­вре­мен­ной Т. п. ста­ли С. Гроф, К. Уил­бер, Ч. Тарт, А. Мин­делл, С. Крип­нер, Р. Уолш, М. Мер­фи, К. Кас­та­не­да, ка­ж­дый из ко­то­рых раз­ви­ва­ет свои ме­то­ды и на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний.

Т. п. изу­ча­ет соз­на­ние в ши­ро­ком спек­тре его про­яв­ле­ний: из­ме­нён­ные со­стоя­ния соз­на­ния, ду­хов­ный кри­зис, око­лосмерт­ные пе­ре­жи­ва­ния, раз­ви­тие ин­туи­ции, твор­че­ст­ва, выс­шие со­стоя­ния соз­на­ния, лич­но­ст­ные ре­сур­сы, па­ра­пси­хо­ло­гич. фе­но­ме­ны. Она опи­ра­ет­ся на це­ло­ст­ное ви­де­ние че­ло­ве­ка в пер­спек­ти­ве его ду­хов­но­го рос­та, клас­си­че­скую и не­клас­си­че­скую фи­ло­соф­скую ан­тро­по­ло­гию, раз­но­об­раз­ные спо­со­бы са­мо­по­зна­ния и пси­хо­те­ра­пии (ме­ди­та­ция, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия, те­ра­пия ис­кус­ст­вом, ра­бо­та со сно­ви­де­ния­ми, ак­тив­ное во­об­ра­же­ние, са­мо­гип­ноз и др.). Су­ще­ст­ву­ет пре­ем­ст­вен­ность ме­ж­ду гу­ма­ни­сти­че­ским и транс­пер­со­наль­ным про­ек­та­ми в пси­хо­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии (так, обос­но­ва­ние А. Мас­лоу не­ути­ли­тар­ных «цен­но­стей бы­тия», «пи­ко­вых пе­ре­жи­ва­ний» и са­мо­ак­туа­ли­за­ции при­ве­ло его позд­нее к идее ме­та­пот­реб­но­стей, сверх­лич­но­ст­ных цен­но­стей – от­кры­то­го ду­хов­но­го го­ри­зон­та че­ло­ве­ка, в ко­то­ром он реа­ли­зу­ет своё пред­на­зна­че­ние).

Т. п. стре­ми­лась к пре­одо­ле­нию гра­ниц ис­сле­до­ва­ний, су­ще­ст­во­вав­щих в пред­ше­ст­вую­щей пси­хо­ло­гии, она сде­ла­ла сво­им пред­ме­том пси­хо­ло­гич. из­ме­ре­ния ре­лиг. и мис­тич. опы­та, экс­та­тич. со­стоя­ний, опы­та уми­ра­ния и ро­ж­де­ния. По­ми­мо хри­сти­ан­ской куль­ту­ры и мис­ти­ки, она об­ра­ти­лась так­же к та­ким ду­хов­ным яв­ле­ни­ям, как су­физм, буд­дизм, ад­вай­та-ве­дан­та, йо­га, тра­ди­ции сев.-амер. ин­дей­цев и древ­них ци­ви­ли­за­ций. Пред­ло­жен­ная Т. п. па­ра­диг­ма вклю­ча­ет но­вую кар­то­гра­фию че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки С. Гро­фа, его пред­став­ле­ния о ду­хов­ном кри­зи­се как кри­зи­се рос­та, ко­то­рый в тра­диц. пси­хи­ат­рии час­то клас­си­фи­ци­ро­вал­ся в ка­че­ст­ве нев­ро­зов и пси­хо­зов, т. е. как разл. ви­ды па­то­ло­гии. К. Уил­бер осу­ще­ст­вил ин­те­гра­цию пси­хо­те­ра­пев­тич. и пси­хо­ло­гич. под­хо­дов на ос­но­ве тео­рии спек­тра соз­на­ния. По­лу­чи­ло из­вест­ность изу­че­ние ме­ди­та­ции в ра­бо­тах Р. Уол­ша, Д. Ша­пи­ро и М. Мер­фи. Воз­ник­ли транс­пер­со­наль­ные пси­хи­ат­рия, эко­ло­гия, со­цио­ло­гия.

С нач. 1980-х гг. из пер­во­на­чаль­но­го транс­пер­со­наль­но­го дви­же­ния вы­де­ля­ют­ся клас­сич. про­ект, пред­став­лен­ный хо­ло­троп­ной па­ра­диг­мой С. Гро­фа, ин­те­граль­ный про­ект К. Уил­бе­ра и про­ект ис­сле­до­ва­ния че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей М. Мер­фи, ба­зи­рую­щий­ся в Ка­ли­фор­ний­ском ин-те Эса­лен. Па­рал­лель­но про­дол­жа­ют­ся транс­пер­со­наль­ные ис­сле­до­ва­ния Р. Ан­дер­сон и У. Бро­да, ра­бо­та в об­лас­ти про­цес­су­аль­ной пси­хо­ло­гии А. Мин­дел­ла и др.

Цен­тры Т. п. в США: Ун-т Со­фия (ра­нее Ин-т транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии) в Па­ло-Ал­то и Ка­ли­фор­ний­ский ин-т ин­те­граль­ных ис­сле­до­ва­ний. В Ев­ро­пе с нач. 1980-х гг. су­ще­ст­ву­ет Ев­роп. транс­пер­со­наль­ная ас­со­циа­ция (EUROTAS), объ­е­ди­няю­щая 30 стран Ев­ро­пы и про­во­дя­щая еже­год­ные кон­фе­рен­ции. В Рос­сии с 2010 су­ще­ст­ву­ет шко­ла ду­хов­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии в Моск. ин-те пси­хо­ана­ли­за.

Лит.: Уил­бер К. Ни­ка­ких гра­ниц: Вос­точ­ные и за­пад­ные пу­ти лич­но­ст­но­го рос­та. М., 1998; он же. Крат­кая ис­то­рия все­го. М., 2015; Май­ков В. В., Коз­лов В. В. Транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия: Ис­то­ки, ис­то­рия, со­вре­мен­ное со­стоя­ние. М., 2004; Мер­фи М. Бу­ду­щее те­ла: ис­сле­до­ва­ние даль­ней­шей эво­лю­ции чело­ве­ка. М., 2010; Мас­лоу А. Но­вые ру­бе­жи че­ло­ве­че­ской при­ро­ды. 2-е изд. М., 2011; Anderson R., Braud W. Transforming self and others through research. Albany, 2011; Тарт Ч. Ко­нец ма­те­риа­лиз­ма. М., 2013; The Wiley-Blackwell handbook of transpersonal psychology. Chichester, 2013; Гроф С. За пре­де­ла­ми моз­га: Ро­ж­де­ние, смерть и транс­цен­ден­ция в пси­хо­те­ра­пии. М., 2014; Мин­делл А. Та­нец Древ­не­го. М., 2015.

Вернуться к началу