ТРАНСПЕРСОНА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАНСПЕРСОНА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление, получившее развитие в США с кон. 1960-х гг. Определяет себя как «четвёртую силу в психологии и антропологии», восполняющую односторонность психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Основателями Т. п. выступили амер. психологи и психотерапевты А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи и др. Среди своих предшественников они называют У. Джеймса, К. Г. Юнга, Р. Ассаджоли, а также трансценденталистов – Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Лидерами современной Т. п. стали С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои методы и направление исследований.
Т. п. изучает сознание в широком спектре его проявлений: изменённые состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологич. феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, разнообразные способы самопознания и психотерапии (медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.). Существует преемственность между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии и антропологии (так, обоснование А. Маслоу неутилитарных «ценностей бытия», «пиковых переживаний» и самоактуализации привело его позднее к идее метапотребностей, сверхличностных ценностей – открытого духовного горизонта человека, в котором он реализует своё предназначение).
Т. п. стремилась к преодолению границ исследований, существовавщих в предшествующей психологии, она сделала своим предметом психологич. измерения религ. и мистич. опыта, экстатич. состояний, опыта умирания и рождения. Помимо христианской культуры и мистики, она обратилась также к таким духовным явлениям, как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции сев.-амер. индейцев и древних цивилизаций. Предложенная Т. п. парадигма включает новую картографию человеческой психики С. Грофа, его представления о духовном кризисе как кризисе роста, который в традиц. психиатрии часто классифицировался в качестве неврозов и психозов, т. е. как разл. виды патологии. К. Уилбер осуществил интеграцию психотерапевтич. и психологич. подходов на основе теории спектра сознания. Получило известность изучение медитации в работах Р. Уолша, Д. Шапиро и М. Мерфи. Возникли трансперсональные психиатрия, экология, социология.
С нач. 1980-х гг. из первоначального трансперсонального движения выделяются классич. проект, представленный холотропной парадигмой С. Грофа, интегральный проект К. Уилбера и проект исследования человеческих возможностей М. Мерфи, базирующийся в Калифорнийском ин-те Эсален. Параллельно продолжаются трансперсональные исследования Р. Андерсон и У. Брода, работа в области процессуальной психологии А. Минделла и др.
Центры Т. п. в США: Ун-т София (ранее Ин-т трансперсональной психологии) в Пало-Алто и Калифорнийский ин-т интегральных исследований. В Европе с нач. 1980-х гг. существует Европ. трансперсональная ассоциация (EUROTAS), объединяющая 30 стран Европы и проводящая ежегодные конференции. В России с 2010 существует школа духовно-ориентированной психологии и психотерапии в Моск. ин-те психоанализа.