МАСЛО́У АБРАХАМ ХАРОЛЬД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСЛО́У (Maslow) Абрахам Харольд (1.4.1908, Нью-Йорк – 8.6.1970, Менло-Парк, штат Калифорния), амер. психолог, лидер и один из основателей гуманистической психологии. Учился в Нью-Йоркском колледже, Корнельском ун-те (1927), Ун-те Висконсина (1928–34). Ассистент Э. Л. Торндайка в Колумбийском учительском колледже (1935–37), преподаватель в Бруклинском колледже (1937–51), проф. Ун-та Брандейса (1951–1969); президент Амер. психологич. ассоциации (1967–68). Начав с исследований социального поведения приматов, в нач. 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека – любви, творчества и др. В 1940-е гг. М. разработал теорию человеческой мотивации, основанную на выделении 5 иерархич. уровней потребностей («пирамида Маслоу»), начиная от физиологич. потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации. Исходя из того, что человек начинает руководствоваться высшими потребностями, когда низшие удовлетворены, М. относил к числу самоактуализирующихся личностей не более 1% людей. В дальнейшем М. отказался от этой жёсткой последовательности удовлетворения, выделив два класса мотивов: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации).
Изучая жизненные проблемы самоактуализирующихся людей, которые качественно отличны от невротич. псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. занялся в 1960-е гг. разработкой «психологии бытия» полноценной, развитой личности. Специфич. феноменом бытия выступают «пиковые переживания» (краткие эпизоды которых даны всем людям), характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветлённостью и глубиной понимания. Религия, по М., возникла как образно-символич. система описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоят. значение и стала восприниматься как отражение сверхъестеств. действительности. Мотивация на этом уровне характеризуется т. н. метамотивами – универсальными «ценностями бытия» (истина, добро, красота, совершенство и т. п.), которые М. выводил из биологии человека (социокультурная среда лишь влияет на их актуализацию, чаще всего отрицательно).
Развивавшиеся М. идеи «эвпсихического» общества, обеспечивающего возможности макс. самоактуализации, нашли практич. применение в менеджменте (самоактуализация, мотивационная основа деятельности и др.). М. стоял также у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления.