МОТИВА́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОТИВА́ЦИЯ (от лат. moveo – двигать, побуждать), совокупность побудительных психич. процессов, обусловливающая поведение живого организма.
Первым науч. понятием, объяснявшим источники М. животных, стало понятие инстинкта, получившее оформление во 2-й пол. 19 в. в работах Ч. Дарвина; в нач. 20 в. оно было перенесено также на М. человека (У. Мак-Дугалл). Под инстинктом понимался врождённый алгоритм поведения в единстве с его врождённым источником М. В сер. 20 в. такое понимание М. человека было подвергнуто критике (Г. Мюррей, А. Маслоу); тем не менее долгое время М. не только животных, но и человека продолжала выводиться из биологически обусловленных внутр. импульсов – влечений. З. Фрейд, разделив энергетич. и содержательные характеристики М., предложил модель единого энергетич. источника – сферы бессознат. влечений (либидо), энергия которых трансформируется в те или иные конкретные формы поведения. Согласно выдвинутому К. Гольдштейном принципу актуализации, активность живого организма порождается стремлением осуществить заложенные в нём потенциальные возможности.
С 1940-х гг. для обозначения внутр. источников М. человека закрепилось понятие потребностей, которые рассматривались как динамич. отношения индивида с миром, прижизненно формирующиеся на основе врождённых предпосылок (Г. Мюррей, Э. Фромм, Ж. Нюттен) и развёртывающиеся на трёх уровнях – телесном, социальном и личностном.
Анализ М. с точки зрения целей и ценностей (и прежде всего – смысла жизни), определяющих направленность поступков человека и всё его поведение, характерен для А. Адлера и В. Франкла, который подчёркивал свободу человека по отношению как к внешним обстоятельствам, так и к собств. потребностям. Согласно Франклу, в отличие от влечений, которые воздействуют на человека изнутри, смыслы и ценности «притягивают» его.
Трактовка мотивов как внешних по отношению к индивиду сил (стимулов), становящихся побудительными благодаря их связи с удовлетворением потребностей субъекта, характерна для концепции подкрепления в бихевиоризме. Подкрепление – это значимый положительный или отрицательный результат, к которому приводит определённая форма поведения.
Иначе роль внешних побудительных сил раскрывается в теории К. Левина. Внешняя среда для Левина – это психологич. «поле», создаваемое напряжением потребностей и ситуативных «квазипотребностей» (намерений). Предметы, включённые в это поле и могущие быть связанными с реализацией намерения, обретают способность вызывать и направлять действия субъекта, теряя её при окончат. реализации намерения.
Разрыв внутренних и внешних побудительных сил был снят в теории самодетерминации амер. психологов Э. Деси и Р. Райана: внешняя М. может постепенно становиться внутренней, напр., в процессе усвоения индивидом ценностей социальных групп и общностей и включения их в структуру личностной мотивации.
После 2-й мировой войны центр. предметом исследований стали ситуационные факторы формирования М., поведение предстало равнодействующей внешних и внутренних мотивац. сил, действующих в конкретной ситуации (потребностей и личностных ценностей, внутр. преград и возможностей ситуации, имеющихся альтернатив и др.). Многочисл. эксперим. исследования 2-й пол. 20 в. показали, что в формировании М. большую роль играют когнитивные процессы восприятия и оценки ситуации, так что М. будет эффективно побуждать деятельность лишь пока субъект убеждён, что от него в достаточной мере зависит её выбор, ход и результат и что он располагает достаточными способностями и средствами для её осуществления.
В теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив трактуется как «опредмеченная» потребность, т. е. направленная на конкретный предмет, который побуждает к деятельности, становясь её смысловым центром. Сформировавшись в конкретной ситуации, мотив деятельности регулирует её протекание и плавное прекращение после исчерпания побудит. силы или возможности реализации мотива. Сам мотив, как правило, не осознаётся; он может проявляться в форме эмоциональной окраски тех или иных объектов и явлений, переживания их личностного смысла. Осознание движущих человеком мотивов представляет собой спец. задачу, нередко оно подменяется мотивировкой – рациональным обоснованием, не отражающим истинные побуждения человека. Психологич. органом управления собственной М. является воля – способность влиять на смысл и побудит. силу мотива.
Содержание и личностный смысл мотива в процессе деятельности могут изменяться. Так, согласно Г. Олпорту, новые мотивы вызревают внутри старых и лишь постепенно обретают самодостаточность и укореняются в структуре личности в виде устойчивых побуждений. Сходные механизмы лежат в основе аномального развития М. личности (алкоголизм, наркомания, отклоняющееся поведение и др.).
Эксперим. исследования и особенно психодиагностика М. сопряжены со значит. трудностями. Так, содержание мотивов не может быть выявлено на основании самоотчёта, поскольку человек никогда не осознаёт свои побуждения с достаточной полнотой, для этого чаще всего используются проективные тесты.