ПОТРЕ́БНОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТРЕ́БНОСТЬ, источник мотивации, внутренний побудитель активности человека. Распространено понимание П. как нужды в чём-то необходимом, однако не для всех движущих человеком П. эту необходимость удаётся конкретно определить.
В психологии понятие «П.» в сер. 20 в. пришло на смену понятиям «инстинкт» и «влечение», с помощью которых в биологии и психологии объясняли мотивационные источники любой целесообразной активности живых существ, в т. ч. человека. С кон. 1930-х гг. эти подходы, выводившие всю человеческую мотивацию из ограниченного числа биологич. побуждений, подверглись интенсивной критике (Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу) и сменились новым понятием «П.», которое позволяло описывать специфич. побуждения человека, различные у разных людей, развивающиеся в течение жизни и по-разному проявляющиеся в поведении или не проявляющиеся вовсе. Мюррей разработал первый метод психологич. диагностики П. (Тематический апперцептивный тест) и классификацию человеческих П., получившую широкое признание. Маслоу выстроил иерархию 5 разноуровневых групп базовых П.: физиологические П., П. в безопасности, в контактах, во внешней оценке и самооценке и П. в самоактуализации. Понятие «П.» как устойчивых глубинных источников поведения личности получило распространение в разл. теориях сер. 20 в. (К. Хорни, Э. Фромм, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Ж. Нюттен и др.).
П. проявляются в поведении человека не прямо, а лишь опосредованно, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Актуальный мотив всегда соотносится с одной или несколькими П. и направлен на их реализацию. Поэтому П. редко становились предметом эксперим. исследований. Исключением явилась теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в которой выделены базовые П. в отношениях, в компетентности и в автономии и эмпирически доказано, что удовлетворённость этих П. повышает, а неудовлетворённость снижает психологич. благополучие индивида.
Наряду с общепринятым различением низших П. (телесных, биологических, психофизиологических), общих для человека и животных, и специфически человеческих высших П. (социальных, психологических и т. п.), существует и противоположная точка зрения, согласно которой даже низшие, физиологич. П. человека в корне отличаются от похожих на них П. животных и имеют иные строение и механизмы функционирования (А. Н. Леонтьев). Биологич. и психологич. исследования 2-й пол. 20 в. свидетельствуют о том, что даже самые базовые П. человека не имеют врождённого характера и в процессе прижизненного их формирования способны трансформироваться, подчиняясь высшим, специфически человеческим формам жизнедеятельности. Ряд авторов (Э. Фромм, В. Франкл, С. Мадди, Ж. Нюттен, Э. Деси и Р. Райан) выделяют группу «экзистенциальных», духовных П., выводящих индивида за рамки отношений с социумом и побуждающих его к самоопределению и осознанному выстраиванию личного пути в жизни. Различают также субстанциальные П., жизненная значимость которых определяется необходимостью взаимодействия с определённым кругом предметов (пищевая, познавательная П.), и функциональные П., побуждающие к деятельности, гл. моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая П.). Помимо П., к источникам мотивации человека относятся ценности – исторически выработанные в жизнедеятельности социальных групп представления о желательном, принимаемые членами этих групп в качестве мотивационных ориентиров.
П. человека образуют динамич. иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая П., в зависимости от реализации одних П. и актуализации других. Субъективно П. переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций; сами П. при этом могут и не осознаваться.