ФРАНКЛ ФРАНКЛЬ ВИКТОР ЭМИЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРАНКЛ, Франкль (Frankl) Виктор Эмиль (26.3.1905, Вена – 2.9.1997, там же), австр. психиатр, психолог, философ, создатель теории и практики логотерапии. Изучал медицину в Венском ун-те. В 1933–37 успешно руководил в одной из венских клиник отделением по предотвращению самоубийств среди женщин. В 1940–42 зав. неврологич. отделением Ротшильдовской клиники в Вене. Узник нацистских концлагерей (1942–1945). Директор Венской неврологич. клиники (1946–70); доцент (1947–55) и проф. (с 1955) Венского ун-та; в разные годы – проф. ряда ун-тов США.
Ранний период увлечения идеями З. Фрейда, а затем А. Адлера сменился осознанием недостаточности их подходов. К кон. 1930-х гг. относится становление собств. концепции Ф., окончательно оформившейся в годы пребывания в концлагерях. Филос.-психологич. учение Ф. основывается на идеях экзистенциализма и филос. антропологии М. Шелера и состоит из трёх частей: учений о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Ф. рассматривает как врождённую мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализации порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и фрустрации, выступающие причиной особого рода ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.
Помимо уникальных смыслов существуют ценности – смысловые универсалии: ценности творчества, в первую очередь труд, ценности переживания, в частности любовь, и ценности сознательно принятой позиции по отношению к критич. жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить: нет таких ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл.
Смыслы не изобретаются, их ищут и обретают в мире. Логотерапия направлена, в частности, на расширение видения всего спектра потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинен только один; определить его помогает человеку совесть. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя.
Ф. выделяет три онтологич. измерения человека: биологическое, психологическое и ноэтическое, или духовное (оно допускает как религиозную, так и атеистич. интерпретацию). В последнем локализованы смыслы и ценности, которые играют определяющую роль по отношению к нижележащим уровням в детерминации поведения человека, т. е. в его самодетерминации. Воплощением самодетерминации выступают способности человека к самотрансценденции (направленности вовне себя) и к самоотстранению по отношению к внешней ситуации и к самому себе (своим потребностям, наследственности и т. д.). Эти две способности лежат в основе разработанных Ф. психотерапевтич. методик дерефлексии и парадоксальной интенции.
Свобода воли связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.
Книги Ф. переведены на 40 языков, его идеи и методы получили распространение, помимо Австрии, также в Германии, Италии, Польше, США, Японии, России и др. странах.