ЦЕ́ННОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕ́ННОСТЬ, понятие, используемое в философии и гуманитарных науках (социологии, культурологии, психологии и др.) для обозначения объектов и явлений, значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отд. индивидов (нечто является Ц.), а также для обозначения самой этой значимости (нечто имеет Ц.). Первоначально одно из осн. понятий политич. экономии (потребительная и меновая Ц., или стоимость), в дальнейшем оно стало использоваться для характеристики предельно широкого круга явлений: Ц. витальные (здоровье, самочувствие), утилитарные (природные ресурсы, полезные предметы), политические (свобода, равноправие), этические (достоинство, справедливость), эстетические (красота) и т. д. и т. п. Антропологическое по своему характеру понятие Ц. сменило в новоевропейском сознании онтологич. понятие блага, отождествлявшегося в античной и ср.-век. философии с бытием, и с кон. 19 в. стало предметом особой филос. дисциплины – аксиологии. Соответственно по своей структуре оно представляет собой субъект-объектное отношение: вещь или явление в силу тех или иных своих свойств выступает в качестве позитивной или негативной Ц. для субъекта, при этом его оценка этой Ц. может отличаться разной степенью адекватности.
Наряду с общечеловеческими Ц., существуют системы Ц., характеризующие историч. эпоху, социально-экономич. уклад, классовые, национальные, этнические Ц., а также Ц. профессиональных, демографических и др. групп вплоть до самых малых (семья, диада). В процессе социализации, усвоения индивидами социокультурного опыта, складывается система личностных Ц. Их иерархия заключает в себе индивидуальные предпочтения людей и составляет устойчивую часть их мотивации и перспективных жизненных целей, отражаясь в их сознании в форме ценностных ориентаций. При этом Ц., являющиеся реальными регуляторами жизнедеятельности личности, могут не получать у неё адекватного осознания как в силу недостаточно развитой рефлексии, так и в результате смешения разнородных ценностных представлений, когда осознаваемые ориентации личности на ценностные стереотипы и идеалы не интегрированы, однако, в её структуру.
В эксперим. социально-психологич. исследованиях, проведённых в 1970–1990-х гг. на основе методики ранжирования ценностных ориентаций М. Рокича, была показана зависимость этих ориентаций от пола, возраста, дохода, образования, культуры, религ. убеждений, некоторых личностных черт. С 1990-х гг. стала активно применяться методика ценностного портрета Ш. Шварца, основанная на выделении 10 групп личностных Ц.; в кросс-культурных исследованиях 84 стран удалось выделить 7 типов ценностных ориентаций, связанных с уровнем развития, экономич. и политич. системами.