ИНСТИ́НКТ
-
Рубрика: Биология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНСТИ́НКТ (от лат. instinctus – побуждение), наиболее развитая форма врождённого поведения животных и человека, возникающая в ответ на внешние и внутренние раздражители и направленная на удовлетворение осн. биологич. потребностей. И. передаются из поколения в поколение, выдерживая жёсткий естественный отбор. Они специфичны для особей каждого вида и имеют большое значение для выживания организма.
Понятие «И.» впервые применил др.-греч. философ Хрисипп, характеризуя поведение птиц и др. животных. Начало науч. анализу инстинктивного поведения положил в 18 в. Ж. О. де Ламетри; Ж. Кювье подчёркивал врождённость и стереотипность И., Ж. Б. Ламарк характеризовал его как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. Представления о неизменности И. на протяжении жизни особи явились причиной его резкого противопоставления разуму и обучению, т. е. приобретённому поведению. И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И., а данные, накопленные в области этологии и генетики, привели к созданию концепции генетически обусловленного инстинктивного поведения; на осуществление инстинктивной деятельности большое влияние оказывает работа эндокринных желёз.
Классификация И. основана на их биологич. и физиологич. значении. Выделяют следующие осн. группы И.: пищевые (добыча пищи, её захват, накопление запасов и т. п.); оборонительные (пассивная оборона – убегание, «замирание», «затаивание»; активная защита при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.); половые (брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграция к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием); родительские И., или забота о потомстве (постройка гнезда, запасание корма для молоди, её кормление и обучение защитным, охотничьим и др. приёмам и т. п.); групповые, составляющие основу взаимоотношений членов стада, стаи, роя, семьи (совместная оборона от врагов, постройка гнезда, миграции, обогрев друг друга в холодное время года, общая забота о потомстве и т. п.).
И. реализуется как цепочка безусловных рефлексов, где конец одного из них служит сигналом для запуска следующего. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов (напр., половой И. у птиц проявляется при определённой длине светового дня, наличии мест для гнездования). Врождённая инстинктивная деятельность наблюдается только при первых её проявлениях. В течение жизни на неё накладываются дополнительно образовавшиеся условные рефлексы, а т. к. у разных особей они отличаются, то и проявление И. несколько отлично у разных представителей одного вида (птицы одного вида, напр., обитающие в разных местностях, могут использовать при постройке гнезда разные материалы).
И. преобладают у животных с коротким временем жизни, в первую очередь у беспозвоночных. Они наделяют особь комплексом программ поведения, готовых к применению при первой необходимости. Напр., самка одного из видов дорожных ос из рода помпилов (Pompilus) появляется из куколки весной и живёт всего неск. недель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить туда паука, отложить яйцо, запечатать норку. Эту последовательность действий она проделывает неск. раз. Обучиться всему этому за такой короткий срок практически невозможно. Следовательно, оса рождается «взрослой», готовой сразу же после рождения вести жизнь взрослой особи. При этом оса способна к обучению; напр., она запоминает, где расположена её очередная норка. Установлено (Л. А. Орбели и др.), что, чем более развита нервная система, тем большее значение в поведении животного имеют реакции, приобретённые в индивидуальной жизни. Так, поведение низших беспозвоночных (простейших, кишечнополостных) основано исключительно на И., а в поведении высших беспозвоночных (насекомых, головоногих моллюсков), несмотря на наличие у них сложнейших И. (в особенности у «общественных» насекомых – пчёл, муравьёв), заметную роль играют условные рефлексы.
Поведение человека во многом определяется социальными законами, поэтому его деятельность, основанная на И., значительно преобразована и находится под контролем сознания, воли. Воспитание человека строится на развитии способности подавлять инстинктивную деятельность, приурочивать её к определённому месту и времени. Ведущую роль в контроле над инстинктивными реакциями приобретает кора больших полушарий головного мозга; ослабление её контроля над деятельностью подкорковых образований, которые определяют инстинктивное поведение (напр., под воздействием алкогольных напитков, наркотиков), приводит к более яркому проявлению И. Усиление или подавление И. возможно и при некоторых заболеваниях: напр., нарушение деятельности центра насыщения и центра голода в гипоталамусе вызывает соответственно обжорство и отказ от еды. См. также Поведение.