ХРИСИ́ПП ИЗ СОЛ В КИЛИКИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРИСИ́ПП из Сол в Киликии (ныне Мерсин, Турция) (Χρύσιππος ὁ Σολεύς, лат. Chrysippus) (ок. 280 – ок. 207 до н. э.), др.-греч. философ, крупнейший представитель Ранней Стои. С 260 в Афинах, после смерти Клеанфа (232/231 до н. э.) схоларх (глава) стоической школы. Х. систематизировал и обосновал учение стоицизма в полемике с современной ему скептич. Академией Афинской (Аркесилай, Карнеад) и механистич. детерминизмом Эпикура. От огромного филос. наследия Х. (более 705 книг) сохранились только фрагменты у позднейших авторов и доксографич. парафразы, прежде всего в 7-й книге Диогена Лаэртия, в «Физических воззрениях философов» Псевдо-Плутарха, а также в сочинениях Цицерона, Плутарха и Галена. Роль Х. как гл. стоич. теоретика отражена в вошедшем в пословицу древнем стихе «Не будь Хрисиппа, не было б и Стои».
Х. предложил деление философии на логику (включавшую помимо формальной логики семантику, грамматику и риторику), физику и этику. Он внёс значит. вклад в развитие логики, дополнив аристотелевскую силлогистику пропозициональной логикой. В теории познания скептич. учению о непостижимости (акаталепсии) объективной реальности противопоставил теорию «постигающего представления» (ϰαταληπτιϰὴ φανασία), которое «схватывает» объект и достоверно его отражает. Этот эмпирич. принцип иллюстрировался сравнением с «чистой дощечкой» для письма (отсюда лат. tabula rasa), в которой «отпечатываются» письмена, отражающие вещи. Безошибочным судьёй, который отделяет «постигающее представление» от ложного, является разум (логос), удостоверяющий подлинность представления своим «согласием»: так достигался компромисс между сенсуалистич. эмпиризмом и рационализмом.
В философии природы, во многом основанной на учении Гераклита о «вечно живом огне», Х. учил о циклическом и бесконечном космогонич. процессе, в котором фаза «диакосмезы» (оформленного космоса четырёх элементов с разделением на небо, светила и землю) в предустановленные сроки сменяется фазой «экпирозы» (превращения в огонь) с последующим новым рождением космоса из огненного «семени». Учение о периодич. экпирозе, помимо космогонического, имело и религ.-эсхатологич. смысл, т. е. понималось как «очищение» (катарсис), в котором уничтожаются души грешников. Бог отождествлялся с тончайшей физич. субстанцией (пневма, дух), «пронизывающей» весь космос, и понимался как мировой разум (логос) и как судьба (εμαρμένη). Мудрец, приводя свой личный разум (логос) в гармонич. согласие с мировым (божественным) логосом, добровольно принимает свою судьбу и предопределение (свобода как осознанная и добровольно принятая необходимость). Этот принцип («любовь к року», amor fati) иллюстрировался притчей о собаке, которая привязана к едущей телеге и благоразумно идёт за своим хозяином с той же скоростью, в противном случае телега будет «тащить» её силой.
В этике Х. понятие «природы» (φύσις), не теряя связи с физикой, приобрело значение объективного нравств. стандарта: счастье («эвдемония») означает «жить в согласии с природой», т. е. с объективным порядком вещей, в котором отражается мировой логос. Краеугольным камнем этики Х. было сократич. учение о добродетели как о практич. мудрости, или «разумности» (фронесис), а также учение о «страстях», или «эмоциях» (τὰ πάθη ), понимаемых как «ошибочные суждения», т. е. заблуждения разума. В отличие от невежд, стоич. мудрец способен полностью контролировать свои эмоции, подвергая любое «представление», или «впечатление» (φαντασία ), вызываемое внешним раздражителем, тщательному анализу. Так, если анализ возникшего чувства обиды показывает, что обида не обоснована и является субъективным искажением положения вещей, мудрец не даёт своего «согласия» на это чувство, сохраняя невозмутимость.