КЛЕА́НФ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕА́НФ (Κλεάνϑης) (ок. 331/330 до н. э., Асс, Малая Азия – ок. 232/231 до н. э., Афины), др.-греч. философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и присоединился к школе Зенона уже в зрелом возрасте; вёл аскетич. образ жизни. Известны 58 сочинений К. (сохранилось немногим более 100 фрагментов). К. внёс нечто новое почти во все разделы учения стоицизма. Каждую часть философии он разделил на две: логику – на диалектику и риторику, этику – на этику и политику, физику – на физику и теологию; разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде вещественного отпечатка, и специально занимался модальными высказываниями. К. уделял особое внимание космич. процессам (образование мира и его воспламенение, космогонич. циклы) и, по-видимому, серьёзно изучал Гераклита. Выступил с критикой Аристарха Самосского, утверждавшего, что Земля вращается по эллиптич. орбите. В учении о мировой симпатии К. впервые чётко сформулировал фундам. тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. К. предложил свои аргументы в пользу существования богов: способность души предчувствовать грядущее, полезность окружающего мира, красота и упорядоченность небесных светил и т. д. Верховный бог (Зевс) – душа мира, вездесущий огненный эфир, промыслительно направляющий мировые процессы («Гимн к Зевсу», рус. пер. 1998). Аллегория стала у К. методом включения мифов традиц. религии в пантеистич. конструкцию, в рамках которой отд. боги понимались как олицетворения разл. функций Зевса-пневмы. В этике, возможно, именно К. добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой». Учеником и преемником К. был Хрисипп.