АКАДЕ́МИЯ АФИ́НСКАЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКАДЕ́МИЯ АФИ́НСКАЯ (Платоновская Академия), др.-греч. филос. школа, основанная Платоном в сер. 380-х гг. до н. э. в афинском пригороде Академия, известном своим публичным гимнасием и священной рощей мифич. героя Гекадема, или Академа (отсюда название); последователи этой школы назывались академич. философами или академиками. История А. А. не совпадает с историей античного платонизма, т. к. многие антич. платоники не имели отношения к Афинам, а многие афинские академики (эллинистич. времени) не были платониками. Традиц. периодизация различает три фазы развития А. А. в классическую и эллинистич. эпохи: 1) Древняя Академия, основанная Платоном; 2) Средняя Академия, основанная Аркесилаем (ок. 268 до н. э.) и 3) Новая Академия, основанная Карнеадом (до 155 до н. э.). Историю эллинистич. А. А. завершает в 1 в. до н. э. деятельность Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона (ок. 130–69 до н. э.). Секст Эмпирик называет двух последних основателями 4-й и 5-й Академий соответственно, но такая классификация больше нигде не засвидетельствована. Схоластич. различение Средней и Новой Академии также не было общепризнанным в древности: Цицерон называет «Новой Академией» всю эллинистич. (скептическую) Академию от Аркесилая до Карнеада, противопоставляя её Древней (догматической) Академии, и такое различение философски более осмысленно.
Древняя Академия
Историч. свидетельства об основании, организации и правовом статусе Древней Академии крайне обрывочны. Согласно правдоподобной гипотезе нем. эллиниста Вилламовица-Мёллендорфа, Платоновская Академия была юридически оформлена как культовый союз (фиас) друзей для почитания Аполлона и муз. В этот союз входили, среди прочих, астроном и математик Евдокс Книдский, философы Спевсипп, Ксенократ, Аристотель и Гераклид Понтийский, а также две женщины – Ласфения и Аксиофея (по легенде, проникшая в Академию, переодевшись в мужское платье). По пифагорейскому образцу служение Аполлону и музам понималось не ритуалистически, а интеллектуально – как культивирование философии, математики, астрономии и др. наук с целью «очищения» (катарсиса) души и достижения морального и интеллектуального совершенства.
А. А. была одновременно исследовательским и образоват. учреждением, прообразом позднейших академий наук и университетов. Осн. задачей её было воспитание афинской элиты, и прежде всего – элиты политической. Отсюда то значение, которое придавалось моральной и политич. философии, а также искусству диалектики: умению опровергать оппонента с помощью техники вопросов и ответов и аргументированно доказывать свой тезис. Члены А. А. не только изучали политич. теорию, но и были вовлечены в реальную политику в разных местах греч. мира – от Юж. Италии до Троады. Антидемократич. тенденция ранней Академии достаточно откровенно декларирована в «Государстве» Платона. Сам Платон и его ученики нередко служили советниками при дворах правителей и тиранов. Некоторые совр. исследователи доходят до того, что описывают Платоновскую Академию как общегреч. конспиративный центр ультраправых сил с глобальной сетью эмиссаров, черпавший вдохновение из консервативной морально-религ. доктрины Дельфийского оракула и ставивший своей задачей повсеместное свержение демократич. режимов; при этом упускается из виду, что Платон ненавидел тиранию ещё больше, чем демократию. Эта живая связь с политикой была полностью утрачена в Средней и Новой Академии.
При всём почитании Платона в А. А. (после его смерти перешедшем в религ. культ – гл. праздником в школе был день рождения Платона 7-го Таргелиона) свобода дискуссий внутри школы была неограниченной. Так, Аристотель открыто опровергал платоновскую «теорию идей», а Евдокс обосновывал гедонистич. этику в полном несогласии с аскетич. установкой самого Платона и Спевсиппа. Схолархами (главами школы) Древней Академии после Платона (ок. 385–347 до н. э.) были Спевсипп Афинский (с 347), Ксенократ из Халкедона (с 339), Полемон (с 314), Кратет Афинский (ок. 276); интеллектуально значимым современником Кратета и Полемона был Крантор, занимавшийся комментированием диалогов Платона. Из древних академиков наиболее глубокими и систематич. мыслителями, продолжавшими разрабатывать позднюю метафизику Платона (в т. ч. учение о Едином и Неопределённой Двоице как высших принципах бытия, излагавшееся Платоном в «Устном учении»), были Спевсипп и Ксенократ, сочинения которых оказали формирующее влияние на философию среднего платонизма и неоплатонизма.
Средняя Академия
Первый и гл. представитель Средней Академии Аркесилай из эолийской Питаны, сменивший Кратета на посту схоларха А. А., радикально реформировал доктринальные установки Академии, перейдя на позиции скептицизма. В отличие от пирроновского скепсиса (см. Пиррон), академич. скептицизм Аркесилая – прямой наследник негативной диалектики «сократич. диалогов» Платона. Свой осн. тезис о невозможности знания или непостижимости вещей (акаталепсия) и как результат – предписание «воздержания от суждения» (эпохэ) как единств. альтернативы необоснованным догматич. притязаниям Аркесилай демонстрировал в неутомимой полемике со своими гл. оппонентами – стоиками, краеугольным камнем эпистемологии которых было понятие «познавательного чувственного образа» вещей (ϰαταληπτιϰὴ φαντασία ), т. е. субъективного представления, объективно отражающего реальность. Согласно Аркесилаю, не существует такого представления, которое при определённых условиях не могло бы оказаться ложным. Преемниками Аркесилая в А. А. были Лакид (ок. 242 до н. э.) и малоизвестные Евандр и Гегесин.
Новая Академия
Новая Академия остаётся в русле скептицизма и представлена двумя значит. именами – Карнеадом из Кирены (был схолархом А. А. до 137/136) и Клитомахом (ум. ок. 110/109 до н. э.), а также малоизвестными Хармадом, Эсхином и Метродором из Стратоникеи. Карнеад продолжил полемику скептич. академиков против стоич. догматизма, и в частности ответил на возражения Хрисиппа более ранним скептикам о том, что скептич. «воздержание от суждения» делает жизнь невозможной. Согласно Карнеаду, несмотря на отсутствие абсолютного критерия истины и невозможность выйти за границы субъективного, мудрец может разумно жить и быть счастливым, не признавая «постигающим» ни одного представления, но руководствуясь для принятия решений его «вероятностью» или «правдоподобием» (греч. πιθανόν, лат. probabile), а также непротиворечивостью внутри системы представлений.
Последним достоверно засвидетельствованным и философски значимым схолархом Академии был Филон из Лариссы, ученик Клитомаха, сменивший его как глава школы в 110/109 до н. э., а во время Митридатовых войн перебравшийся в Рим (88 до н. э.), где его учеником стал Цицерон. Филон продолжил линию Карнеада на смягчение радикального академич. скептицизма в русле карнеадовского «пробабилизма», постепенно расширяя круг легитимных филос. дисциплин (включая этику и риторику), сближаясь со стоиками и – в поздних сочинениях – даже признав возможность объективного знания (каталепсии), хотя и не в строго стоич. смысле термина. Такую позицию Филон приписывал всем своим предшественникам по Академии, начиная с Платона. Ученик Филона – Антиох из Аскалона, напротив, был убеждён, что начиная с Аркесилая академич. философия отошла от подлинного учения Платона и что подлинными наследниками Платона в 3–2 вв. до н. э. были «догматики» – перипатетики и стоики, а не скептики. Ок. 80 до н. э. Антиох порвал со своим учителем и, демонстративно отмежевавшись от скептицизма Новой Академии, основал «Древнюю Академию», где его единств. преемником стал его брат Арист. Лозунг Антиоха «назад к древним» и установка на «гармонизацию» учений Платона, Аристотеля и стоиков, означавшая конец 200-летней борьбы эллинистич. школ, были восприняты и в стоич. школе (Посидоний, Арий Дидим); результатом оказалась выработка в сер. 1 в. до н. э. нового синкретического филос. языка, в котором перипатетическая энтелехия, платоновский эйдос и стоический логос потеряли «школьную» принадлежность и оказались включёнными в единый интеллектуальный дискурс.
Хотя А. А. продолжала существовать ещё почти 600 лет, дальнейшая её история растворяется в истории среднего платонизма и неоплатонизма. Афинская школа неоплатонизма (в отличие от александрийской) отличалась бескомпромиссным неприятием христианства и была официально закрыта декретом визант. имп. Юстиниана в 529 с формулировкой «в Афинах чтоб никто не смел преподавать философию или истолковывать законы» (Малала, «Хронография», 18, с. 187).