СПЕВСИ́ПП
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СПЕВСИ́ПП из Афин (Σπεύσιππος , Speusippus) (ок. 410 – 340/339 до н. э.), др.-греч. философ-платоник, представитель Древней Академии (см. Академия Афинская). Племянник Платона (сын его сестры Потоны), после смерти которого в 347 сменил его на посту схоларха (главы школы) и оставался им до конца жизни. Автор 30 филос. трактатов и диалогов (сохр. только фрагменты у позднейших авторов), в т. ч. трактатов «О пифагорейских числах» (выдержки у Ямвлиха, «Об общей математической науке»). По свидетельству Аристотеля, С. и Ксенократ в учении о высших принципах бытия следовали позднему пифагореизирующему учению Платона об «Одном» и «неопределённой Двоице». Одно – активный формообразующий принцип, неопределённая Двоица – пассивный и материальный. Одно всегда равно себе и самотождественно, Двоица, или «множество», вечно изменяется и становится иным. Взаимодействие этих двух начал порождает числа, геометрич. фигуры, а из чисел конструируется весь физич. мир. В отличие от Платона, С. отрицал существование идеальных чисел и не отождествлял Одно с Добром, считая, что конечная стадия процесса порождения мира совершеннее изначальной. С. занимался также систематикой растений и животных, используя платоновский метод диэрезы – деления родов на виды.
В этике С. полагал добродетель достаточной предпосылкой счастья; достигнув его, человек пребывает в состоянии «безмятежности», или «отсутствия тревог» (ἀοχλησία ). Как и Ксенократ, С. не считал, что единственной формой добра для человека является душевная красота, т. е. нравственность: для счастья необходим минимум материальных благ, таких как здоровье, богатство и т. д. В отличие от Эпикура, отождествлявшего добро с удовольствием, а зло со страданием, С. доказывал, что добро находится между двумя противоположностями.