КСЕНОКРА́Т
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕНОКРА́Т (Ξενοϰράτης) из Халкедона (4 в. до н. э.), др.-греч. философ-платоник, ученик Платона, глава Академии Афинской с 339 по 314 до н. э. В 347 после смерти Платона вместе с Аристотелем покинул Афины. В 322 возглавил посольство афинян к макед. регенту Антипатру. Автор более 70 филос. сочинений (сохранились лишь немногочисл. фрагменты). Одним из первых попытался систематизировать учение Платона, оказав влияние на всю последующую традицию платонизма, в т. ч. и неоплатонизма. Ввёл общепринятое позднее трёхчленное деление философии на логику, физику и этику. Биография К. излагается в труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия.
В теории познания К. делил сущности на три класса: умопостигаемые [составляющие объект знания (эпистемэ)], чувственные (объект чувственного восприятия, которое может быть верным, но никогда не даёт науч. знания) и «смешанные» (небесные тела – объект мнения, которое может быть как истинным, так и ложным). По свидетельству Аристотеля, К. математизировал идеи (формы) Платона, отождествляя их с числами; при этом идея определяется как «парадигматическая (являющаяся первообразом) причина существующего по природе». Следуя устному «Неписаному учению» Платона, К. признавал высшими первоначалами бытия Одно (отождествляемое с божественным Умом и Зевсом) и Неопределённую двоицу (или «вечнотекущее начало»); результатом их вневременного взаимодействия являются идеи-числа, а затем линии, плоскости, многогранники и чувственные тела. Считал аристотелевский канон 10 категорий избыточным: по его мнению, достаточно двух категорий – то, что существует само по себе, и то, что существует относительно другого. Влиятельным оказалось учение К. о «демонах», которые понимались как существа, промежуточные между богами и людьми, и делились на добрых и злых. В психологии К., по свидетельству Аристотеля («О душе» 408b32), определял душу как «самодвижущееся число». В этике К. полагал, что счастье (эвдемония) состоит в обретении добродетели и непритязательной простоте жизни «в согласии с природой»; служение своему внутреннему демону (частице божественного Ума) приводит мудреца к «уподоблению богу» и блаженству.