ЭНТЕЛЕ́ХИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНТЕЛЕ́ХИЯ (греч. ἐντελέχεια, от ἐντελής – законченный, завершённый и ἔχω – иметь, находиться в состоянии; собственно – нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости, осуществлённость), один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Возможность и действительность) бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а Э. – конечный результат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого различия и употребляет термины «энергия» и «Э.» как синонимы. Поскольку материя, согласно Аристотелю, есть чистая возможность, то Э. как противоположность потенциальности приближается к понятию формы (ср. «О душе» 414 а 16), а т. к. конечный результат процесса актуализации есть его цель (греч. «телос» означает одновременно и «конец» и «цель»), то Э. соответствует целевой причине. Существенную роль понятие «Э.» играет в психологии Аристотеля, определяющего душу как «первую энтелехию естественного тела, потенциально обладающего жизнью» («О душе» 412 а 27). Именно здесь Аристотель различает «первую» (или простую) Э. и «вторую» (высшую) Э.: так, знание (эпистеме), понимаемое как «первая» Э., может осуществить себя далее в «умозрении» как Э. второго порядка. В лат. схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия и Э. переводятся одним термином «акт» (actus).
В философии Нового времени понятие «Э.» возрождается у Г. В. Лейбница, относившего его к монадам (у самого Аристотеля Э. никогда не имела предметного смысла). Употребление термина «Э.» в виталистич. биологии (напр., у Х. Дриша) в смысле целесообразно действующей жизненной силы также существенно отличается от словоупотребления Аристотеля.