КАСТАНЕ́ДА КАРЛОС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСТАНЕ́ДА (Castaneda) Карлос [25.12.1925 (по др. данным, 1931 или 1935), Юж. Америка – 27.4.1998, Уэствуд, штат Калифорния, США], амер. мистик, антрополог, писатель.
Следуя шаманской традиции (см. Шаманизм), К. не раскрывал подробностей своей биографии. В нач. 1950-х гг. эмигрировал в США. В 1960-х гг., будучи студентом Калифорнийского ун-та (Лос-Анджелес), проводил в штате Аризона полевые исследования, изучая использование индейцами галлюциногенных растений в традиц. шаманской практике. Там, по его словам, он познакомился с индейским шаманом доном Хуаном Матусом, впоследствии стал его учеником. В 1968 вышла первая кн. К. «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки», за которую он получил степень магистра; в 1973 защитил докторскую дис. на основе написанной им кн. «Путешествие в Икстлан». Впоследствии опубликовал ещё неск. книг. В 1996 издавал «Журнал прикладной герменевтики» (вышло 4 номера), в котором обозначил возможность соединения практич. знания шаманов с филос. построениями, в частности с идеями Ф. Брентано об интенциональности сознания и феноменологией Э. Гуссерля.
Основу воззрений К. составило учение об энергии и возможностях её чистого восприятия и осознания. К. утверждал, что является последним лидером (нагуалем) в «линии» индейских шаманов («нового поколения видящих»), которая, по словам дона Хуана, формировалась во время исп. завоевания Центр. Америки и уходит корнями в культуру тольтеков. Шаманы этой традиции рассматривали человека как существо, ограничивающее полноту своего восприятия рациональной системой интерпретаций. Для преодоления этого ограничения шаманами были переосмыслены сложившиеся ещё в древности практич. методы расширения восприятия. Такое расширение, согласно их учению, должно привести к эволюционированию человеческого существа, сохранению чистого осознания в иной форме.
Адаптировав практич. наследие шаманов своей «линии», К. открыл возможность его изучения. Для этой цели в сер. 1990-х гг. он создал организацию «Клиргрин» («Cleargreen Inc.»). Книги К., переведённые на мн. языки (в т. ч. русский), и его исследования, несмотря на обвинения в мистификации, привели к появлению множества последователей. Идеи К. и сформулированная им терминология оказали влияние на молодёжную культуру и породили большое число подражаний.