Э́МЕРСОН РАЛФ УОЛДО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́МЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (25.5.1803, Бостон – 27.4.1882, Конкорд), амер. писатель, мыслитель, эссеист, чл. Амер. академии искусств и наук (1864). Из семьи унитарианского священника, получил теологич. образование в Гарвардском ун-те (1820). Служил школьным учителем, в 1829–32 старший пастор в церкви Бостона. Оставил карьеру в церкви, совершил два путешествия в Европу: в 1833, во время которого познакомился с У. Вордсвортом, С. Т. Колриджем, Т. Карлейлем; и в 1847, когда выступал с лекциями, позднее собранными в кн. «Представители человечества» («Representative men», 1850). Впечатления о путешествиях составили кн. «Английские черты» («English traits», 1856).
На формирование Э. значит. влияние оказали идеи Э. Сведенборга, Я. Бёме, И. Канта и др., которые были переосмыслены им с точки зрения амер. духовного опыта, связанного с пуританской мыслью 17 в. Один из ярких представителей трансцендентализма, в 1836 Э. выступил основателем «Трансцендентального клуба». Основы своего учения изложил в трактате «Природа» («Nature», 1836), в котором человек представлен как органич. часть бытия. Согласно Э., воображение, которое выступает как переживание единства мира и восстановление истинного зрения, соединяет внеположенный человеческому сознанию мир («не-я») и собственно «я». Приобрёл репутацию «конкордского мудреца», пророка и глашатая духовной независимости Америки: лекции «Американский учёный» («The American scholar», 1837), «Речь перед выпускным классом Школы богословия» («Divinity school address», 1838). Филос. взгляды Э. получили развитие в лекциях «О литературной морали» («Literary ethics», 1838), «Реформатор» («Man the reformer», 1841), «Трансценденталист» («Transcendentalist», 1842).
Значит. резонанс имели эссе Э., объединённые в сб. «Очерки» («Essays», vol. 1–2, 1841–44). В снискавшем наибольшую известность эссе «Доверие к себе» («Self-reliance», 1841) представлена яркая проповедь индивидуализма, «самостоятельности духа»; в эссе «Поэт» («Poet», 1844) Э. утверждал, что мысль автора «создаёт» поэтич. размер стихотворения. Природа как «одеяние мысли» – в центре филос. лирики Э.: поэтич. сб-ки «Стихотворения» («Poems», 1847), «Майский день и другие стихотворения» («May day and other pieces», 1867).