Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́МЕРСОН РАЛФ УОЛДО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. И. Половинкина

Э́МЕРСОН (Emerson) Ралф Уол­до (25.5.1803, Бос­тон – 27.4.1882, Кон­корд), амер. пи­са­тель, мыс­ли­тель, эс­се­ист, чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1864). Из се­мьи уни­та­ри­ан­ско­го свя­щен­ни­ка, по­лу­чил тео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ние в Гар­вард­ском ун-те (1820). Слу­жил школь­ным учи­те­лем, в 1829–32 стар­ший пас­тор в церк­ви Бос­то­на. Ос­та­вил карь­е­ру в церк­ви, со­вер­шил два пу­те­ше­ст­вия в Ев­ро­пу: в 1833, во вре­мя ко­то­ро­го по­зна­ко­мил­ся с У. Вор­дс­вор­том, С. Т. Кол­рид­жем, Т. Кар­лей­лем; и в 1847, ко­гда вы­сту­пал с лек­ция­ми, позд­нее со­б­ран­ны­ми в кн. «Пред­ста­ви­те­ли че­ло­ве­че­ст­ва» («Representative men», 1850). Впе­чат­ле­ния о пу­те­ше­ст­ви­ях со­ста­ви­ли кн. «Анг­лий­ские чер­ты» («English traits», 1856).

На фор­ми­ро­ва­ние Э. зна­чит. влия­ние ока­за­ли идеи Э. Све­ден­бор­га, Я. Бё­ме, И. Кан­та и др., ко­то­рые бы­ли пе­ре­ос­мыс­ле­ны им с точ­ки зре­ния амер. ду­хов­но­го опы­та, свя­зан­но­го с пу­ри­тан­ской мыс­лью 17 в. Один из яр­ких пред­ста­ви­те­лей транс­цен­ден­та­лиз­ма, в 1836 Э. вы­сту­пил ос­но­ва­те­лем «Транс­цен­ден­таль­но­го клу­ба». Ос­но­вы сво­его уче­ния из­ло­жил в трак­та­те «При­ро­да» («Nature», 1836), в ко­то­ром че­ло­век пред­став­лен как ор­га­нич. часть бы­тия. Со­глас­но Э., во­об­ра­же­ние, ко­то­рое вы­сту­па­ет как пе­ре­жи­ва­ние един­ст­ва ми­ра и вос­ста­нов­ле­ние ис­тин­но­го зре­ния, со­еди­ня­ет вне­по­ло­жен­ный че­ло­ве­че­ско­му соз­на­нию мир («не-я») и соб­ст­вен­но «я». При­об­рёл ре­пу­та­цию «кон­корд­ско­го муд­ре­ца», про­ро­ка и гла­ша­тая ду­хов­ной не­за­ви­си­мо­сти Аме­ри­ки: лек­ции «Аме­ри­кан­ский учё­ный» («The American scholar», 1837), «Речь пе­ред вы­пу­ск­ным клас­сом Шко­лы бо­го­сло­вия» («Divinity school address», 1838). Фи­лос. взгля­ды Э. по­лу­чи­ли раз­ви­тие в лек­ци­ях «О ли­те­ра­тур­ной мо­ра­ли» («Literary ethics», 1838), «Ре­фор­ма­тор» («Man the reformer», 1841), «Транс­цен­ден­та­лист» («Transcendentalist», 1842).

Зна­чит. ре­зо­нанс име­ли эс­се Э., объ­еди­нён­ные в сб. «Очер­ки» («Essays», vol. 1–2, 1841–44). В сни­скав­шем наи­боль­шую из­вест­ность эс­се «До­ве­рие к се­бе» («Self-reliance», 1841) пред­став­ле­на яр­кая про­по­ведь ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, «са­мо­стоя­тель­но­сти ду­ха»; в эс­се «По­эт» («Po­et», 1844) Э. ут­вер­ждал, что мысль ав­то­ра «соз­да­ёт» по­этич. раз­мер сти­хо­тво­ре­ния. При­ро­да как «одея­ние мыс­ли» – в цен­тре фи­лос. ли­ри­ки Э.: по­этич. сб-ки «Сти­хо­тво­ре­ния» («Poems», 1847), «Май­ский день и дру­гие сти­хо­тво­ре­ния» («May day and other pieces», 1867).

Соч.: Со­чи­не­ния: В 2 т. СПб., 1902–1903; The complete works. N. Y., 1923. Vol. 1–12.

Лит.: Paul Sh. Emerson’s angle of vision: Man and nature in American experience. Camb. (Mass.), 1952; Matthiessen F. O. American Re­naissance: Art and expression in the age of Emer­son and Whitman. N. Y., 1957; Yoder R. A. Emerson and the Orphic poet in America. Berk., 1978; Оси­по­ва Э. Ф. Р. У. Эмер­сон: Пи­са­тель и вре­мя. Л., 1991; По­ло­вин­ки­на О. И. Ме­та­фи­зи­че­ский стиль в ис­то­рии аме­ри­кан­ской по­эзии. Вла­ди­мир, 2011.

Вернуться к началу