КАРЛЕ́ЙЛЬ КАРЛАЙЛ ТОМАС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРЛЕ́ЙЛЬ, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия – 5.2.1881, Лондон), брит. философ, писатель, публицист, историк. Из семьи сельского каменщика. В 1814 окончил Эдинбургский ун-т. В 1814–18 работал школьным учителем, с 1820 занялся лит. деятельностью. Сильное влияние на мировоззрение К. оказали нем. романтизм и классич. идеализм (И. Кант, Ф. В. Шеллинг, Д. Ф. Штраус). С 1823 сотрудничал в разл. периодич. изданиях, опубликовал эссе о Ш. Л. Монтескьё, М. Монтене, Г. Нельсоне, У. Питте Старшем и У. Питте Младшем, перевёл на англ. яз. «Геометрию» А. Лежандра и роман И. В. Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера». В 1828–34, живя на ферме в Шотландии, работал над филос. романом «Sartor Resartus. Жизнь и мнения профессора Тейфельсдрека» («Sartor Resartus: the life and opinions of herr Teufelsdrоckh», vol. 1–3, 1833–34; рус. пер., кн. 1–3, 1902). Согласно развитой в романе К. «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная Божественная сущность – единственная реальность.
Со 2-й пол. 1830-х гг. написал ряд историч. сочинений, самое значительное из которых – 3-томная «Французская революция. История» («The French revolution. A history», 1837; рус. пер. 1866, 1907). К. представляет революцию закономерным следствием господства аристократии, которая постепенно утратила ведущее положение в обществе и не сумела для своего спасения провести необходимые реформы. В работе «Чартизм» («Chartism», 1839) К. призывал власти извлечь уроки из революции, обеспечить мирное развитие страны. В последующих трудах К. остался верен своей концепции «культа героев», или «культа гения», которая отражена в т. ч. в цикле лекций «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841; рус. пер., 3-е изд., 1908), прочитанном в 1837–40 в Великобритании и США. По мнению К., провидение определяет законы мира; история человечества идёт по кругу, а её творцами являются великие люди («избранные», «герои»). К. выделил 5 типов героев – пророки (Мухаммед), поэты (Данте, У. Шекспир), проповедники (М. Лютер), писатели (Ж. Ж. Руссо), правители (О. Кромвель, Наполеон I). К. отрицал демократию, считая, что «сама Вселенная есть монархия и иерархия», а народ – орудие в руках благородных и мудрых правителей. В развитие этой идеи в 1845–46 издал 4-томное соч. «Письма и речи О. Кромвеля». Биография «Жизнь Д. Стерлинга» («The life of J. Sterling», 1851) прославляла человека, олицетворявшего безупречную правдивость, а в «Истории Фридриха Второго Прусского» («History of Frederick II of Prussia», vol. 1–13, 1858–65) был создан идеализированный образ короля-героя. «Герои» у К. воплощают «разумный», т. е. положительный, конструктивный момент историч. процесса – это Кромвель, Фридрих II, Ф. Шиллер, И. В. Гёте и др. Ни Вольтера, ни Д. Дидро К. не считал «героями», т. к. их деятельность привела к революции.
Добившись известности и обществ. признания, К. отказывался от почестей, в т. ч. от дворянского титула и пенсиона. С 1865 поч. ректор Эдинбургского ун-та. В 1872 принял прус. орден «За заслуги», учреждённый Фридрихом II; с 1875 поч. д-р Гарвардского ун-та. После смерти К. вышли его «Мемуары» («Reminiscences», vol. 1–2, 1881).