ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), любые субъективные состояния, значительно отличающиеся от привычного бодрствования. Термин введён в кон. 1960-х гг. амер. психологом Ч. Тартом для характеристики временных качественных перестроек в функционировании психики человека.
Феноменология И. с. с. охватывает чрезвычайно широкий спектр состояний от обычного сна и дремоты до «внетелесного» околосмертного опыта (б. ч. этих состояний не имеет названия). В качестве И. с. с. в науках о человеке изучаются мистич. опыт (состояния погружения в молитву, религ. экстаза, шаманского, пророч., медиумич. транса, демонич. одержимости), глубокие эмоциональные и эстетич. переживания (влюблённость, гнев, ужас, творч. озарения, катарсис), состояния длительной концентрации и деконцентрации внимания (интенсивная поглощённость деятельностью, сенсорная депривация или сенсорная перегрузка, медитативное созерцание, состояние бдительности) и др. И. с. с. могут возникнуть под влиянием др. людей (выступление харизматич. оратора, гипноз, «промывание мозгов», эмоциональное «заражение» в толпе, праздники, обряды и ритуальные церемонии, танцы), соматич. факторов (голодание, недосыпание, эпилептич. припадок, гипервентиляция или задержки дыхания, сексуальный оргазм, физич. и умственное перенапряжение, воздействие психоактивных веществ, болезни, психотич. состояния), в экстремальных ситуациях (угроза для жизни, сильный стресс, роды), при разрушении привычных шаблонов и др.
У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» (1902, рус. пер. 1910) первым среди психологов обратил внимание на то, что «рациональное сознание» представляет собой лишь одну из возможных форм сознания человека и описал широкий спектр И. с. с. (связанных с религ. опытом), выделив в качестве осн. признаков таких состояний неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Многочисл. исследования И. с. с., ведущиеся с кон. 1960-х гг. прежде всего в русле трансперсональной психологии и культурной антропологии, позволили выявить специфич. для каждого такого состояния изменения психики, затрагивающие восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональную и мотивационную сферы, отношение к окружающему миру и людям, самосознание и ощущение собств. тела. Для И. с. с. характерны: переход от нормированных культурой форм категоризации к нестандартным способам интерпретации опыта, ощущение замедления или остановки времени, перенос внимания на собств. переживания, доминирование образного и «магического» мышления над рациональным, изменения или «растворение» границ «я», повышенная восприимчивость к внушению, частичная амнезия переживаний. И. с. с. могут восприниматься как состояния «озарения» или инсайта. С физиологич. точки зрения И. с. с. обычно характеризуются активизацией правого полушария головного мозга и др. изменениями мозговой активности.
На основании изучения И. с. с. психологи строят разл. «картографии психики». Согласно ряду теорий, имеется континуум И. с. с., переходящих из одного в другое вдоль некоторой оси, задаваемой уровнем активации (слабость активации приводит к сноподобным и медитативным состояниям, а избыток – к экстатич. состояниям), степенью регрессии (верхняя точка на оси регрессии задаётся состоянием «рационального сознания», а нижняя – состоянием психоза), структурой человеческого бессознательного (С. Гроф), уровнем развития сознания («спектр сознания» К. Уилбера наряду с «личностным» сознанием включает «доличностный» уровень психики и надличностное «расширенное сознание»). В качестве осн. функций И. с. с. выделяют: релаксацию, ослабление внутр. напряжения, проявление бессознательных импульсов, в обычном состоянии подвергающихся вытеснению, возможности для переосмысления жизненного опыта и личностной трансформации, творч. вдохновения, удовлетворение потребности в трансценденции (А. Маслоу) и т. п.
В традиц. культурах И. с. с. вызывались специально в связи с религ. и магич. практиками, ритуалами инициации, праздниками, карнавалами и т. п., пути к их достижению фиксировались в системах разл. психопрактик (йога и др.). Новоевропейская культура стремилась оттеснить И. с. с. на периферию человеческого опыта путём их сакрализации или маргинализации, однако и в совр. обществе по-прежнему распространены такие, напр., практики вхождения в И. с. с., как медитация или праздничное застолье, а также основанные на них разл. субкультуры. В кон. 20 в. получили распространение попытки институционализации И. с. с. в рамках тренингов психологических и психотерапии (холотропная терапия С. Грофа, телесно-ориентированная психотерапия и др.).