Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 8

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), лю­бые субъ­ек­тив­ные со­стоя­ния, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся от при­выч­но­го бодр­ст­во­ва­ния. Тер­мин вве­дён в кон. 1960-х гг. амер. пси­хо­ло­гом Ч. Тар­том для ха­рак­те­ри­сти­ки вре­мен­ных ка­че­ст­вен­ных пе­ре­стро­ек в функ­цио­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки че­ло­ве­ка.

Фе­но­ме­но­ло­гия И. с. с. ох­ва­ты­ва­ет чрез­вы­чай­но ши­ро­кий спектр со­стоя­ний от обыч­но­го сна и дре­мо­ты до «вне­те­лес­но­го» око­ло­смерт­но­го опы­та (б. ч. этих со­стоя­ний не име­ет на­зва­ния). В ка­че­ст­ве И. с. с. в нау­ках о че­ло­ве­ке изу­ча­ют­ся мис­тич. опыт (со­стоя­ния по­гру­же­ния в мо­лит­ву, ре­лиг. экс­та­за, ша­ман­ско­го, про­роч., ме­диу­мич. тран­са, де­мо­нич. одер­жи­мо­сти), глу­бо­кие эмо­цио­наль­ные и эс­те­тич. пе­ре­жи­ва­ния (влюб­лён­ность, гнев, ужас, творч. оза­ре­ния, ка­тар­сис), со­стоя­ния дли­тель­ной кон­цен­тра­ции и де­кон­цен­тра­ции вни­ма­ния (ин­тен­сив­ная по­гло­щён­ность дея­тель­но­стью, сен­сор­ная де­при­ва­ция или сен­сор­ная пе­ре­груз­ка, ме­ди­та­тив­ное со­зер­ца­ние, со­стоя­ние бди­тель­но­сти) и др. И. с. с. мо­гут воз­ник­нуть под влия­ни­ем др. лю­дей (вы­сту­п­ле­ние ха­риз­ма­тич. ора­то­ра, гип­ноз, «про­мы­ва­ние моз­гов», эмо­цио­наль­ное «за­ра­же­ние» в тол­пе, празд­ни­ки, об­ря­ды и ри­ту­аль­ные це­ре­мо­нии, тан­цы), со­ма­тич. фак­то­ров (го­ло­да­ние, не­до­сы­па­ние, эпи­леп­тич. при­па­док, ги­пер­вен­ти­ля­ция или за­держ­ки ды­ха­ния, сек­су­аль­ный ор­газм, фи­зич. и ум­ст­вен­ное пе­ре­на­пря­же­ние, воз­дей­ст­вие пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ, бо­лез­ни, пси­хо­тич. со­стоя­ния), в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях (уг­ро­за для жиз­ни, силь­ный стресс, ро­ды), при раз­ру­ше­нии при­выч­ных шаб­ло­нов и др.

У. Джеймс в ра­бо­те «Мно­го­об­ра­зие ре­ли­ги­оз­но­го опы­та» (1902, рус. пер. 1910) пер­вым сре­ди пси­хо­ло­гов об­ра­тил вни­ма­ние на то, что «ра­цио­наль­ное соз­на­ние» пред­став­ля­ет со­бой лишь од­ну из воз­мож­ных форм соз­на­ния че­ло­ве­ка и опи­сал ши­ро­кий спектр И. с. с. (свя­зан­ных с ре­лиг. опы­том), вы­де­лив в ка­че­ст­ве осн. при­зна­ков та­ких со­стоя­ний не­из­ре­чён­ность, ин­туи­тив­ность, крат­ко­вре­мен­ность, без­дея­тель­ность во­ли. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния И. с. с., ве­ду­щие­ся с кон. 1960-х гг. пре­ж­де все­го в рус­ле транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, по­зво­ли­ли вы­явить спе­ци­фич. для ка­ж­до­го та­ко­го со­стоя­ния из­ме­не­ния пси­хи­ки, за­тра­ги­ваю­щие вос­при­ятие, вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, эмо­цио­наль­ную и мо­ти­ва­ци­он­ную сфе­ры, от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру и лю­дям, са­мо­соз­на­ние и ощу­ще­ние собств. те­ла. Для И. с. с. ха­рак­тер­ны: пе­ре­ход от нор­ми­ро­ван­ных куль­ту­рой форм ка­те­го­ри­за­ции к не­стан­дарт­ным спо­со­бам ин­тер­пре­та­ции опы­та, ощу­ще­ние за­мед­ле­ния или ос­та­нов­ки вре­ме­ни, пе­ре­нос вни­ма­ния на собств. пе­ре­жи­ва­ния, до­ми­ни­ро­ва­ние об­раз­но­го и «ма­ги­че­ско­го» мыш­ле­ния над ра­цио­наль­ным, из­ме­не­ния или «рас­тво­ре­ние» гра­ниц «я», по­вы­шен­ная вос­при­им­чи­вость к вну­ше­нию, час­тич­ная ам­не­зия пе­ре­жи­ва­ний. И. с. с. мо­гут вос­при­ни­мать­ся как со­стоя­ния «оза­ре­ния» или ин­сай­та. С фи­зио­ло­гич. точ­ки зре­ния И. с. с. обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ак­ти­ви­за­ци­ей пра­во­го по­лу­ша­рия го­лов­но­го моз­га и др. из­ме­не­ния­ми моз­го­вой ак­тив­но­сти.

На ос­но­ва­нии изу­че­ния И. с. с. пси­хо­ло­ги стро­ят разл. «кар­то­гра­фии пси­хи­ки». Со­глас­но ря­ду тео­рий, име­ет­ся кон­ти­ну­ум И. с. с., пе­ре­хо­дя­щих из од­но­го в дру­гое вдоль не­ко­то­рой оси, за­да­вае­мой уров­нем ак­ти­ва­ции (сла­бость ак­ти­ва­ции при­во­дит к сно­по­доб­ным и ме­ди­та­тив­ным со­стоя­ни­ям, а из­бы­ток – к экс­та­тич. со­стоя­ни­ям), сте­пе­нью рег­рес­сии (верх­няя точ­ка на оси рег­рес­сии за­да­ётся со­стоя­ни­ем «ра­цио­наль­но­го соз­на­ния», а ниж­няя – со­стоя­ни­ем пси­хо­за), струк­ту­рой че­ло­ве­че­ско­го бес­соз­на­тель­но­го (С. Гроф), уров­нем раз­ви­тия соз­на­ния («спектр соз­на­ния» К. Уил­бе­ра на­ря­ду с «лич­но­ст­ным» соз­на­ни­ем вклю­ча­ет «до­лич­но­ст­ный» уро­вень пси­хи­ки и над­лич­но­ст­ное «рас­ши­рен­ное соз­на­ние»). В ка­че­ст­ве осн. функ­ций И. с. с. вы­де­ля­ют: ре­лак­са­цию, ос­лаб­ле­ние внутр. на­пря­же­ния, про­яв­ле­ние бес­соз­на­тель­ных им­пуль­сов, в обыч­ном со­стоя­нии под­вер­гаю­щих­ся вы­тес­не­нию, воз­мож­но­сти для пе­ре­ос­мыс­ле­ния жиз­нен­но­го опы­та и лич­но­ст­ной транс­фор­ма­ции, творч. вдох­но­ве­ния, удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в транс­цен­ден­ции (А. Мас­лоу) и т. п.

В тра­диц. куль­ту­рах И. с. с. вы­зы­ва­лись спе­ци­аль­но в свя­зи с ре­лиг. и ма­гич. прак­ти­ка­ми, ри­туа­ла­ми ини­циа­ции, празд­ни­ка­ми, кар­на­ва­ла­ми и т. п., пу­ти к их дос­ти­же­нию фик­си­ро­ва­лись в сис­те­мах разл. пси­хоп­рак­тик (йо­га и др.). Но­во­ев­ро­пей­ская куль­ту­ра стре­ми­лась от­тес­нить И. с. с. на пе­ри­фе­рию че­ло­ве­че­ско­го опы­та пу­тём их са­кра­ли­за­ции или мар­ги­на­ли­за­ции, од­на­ко и в совр. об­ще­ст­ве по-преж­не­му рас­про­стра­не­ны та­кие, напр., прак­ти­ки вхо­ж­де­ния в И. с. с., как ме­ди­та­ция или празд­нич­ное за­сто­лье, а так­же ос­но­ван­ные на них разл. суб­куль­ту­ры. В кон. 20 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­пыт­ки ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции И. с. с. в рам­ках тре­нин­гов пси­хо­ло­ги­че­ских и пси­хо­те­ра­пии (хо­ло­троп­ная те­ра­пия С. Гро­фа, те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия и др.).

Лит.: Bourguignon E. Religion, altered states of consciousness and social change. Columbus, 1973; Martindale С. Cognition and conscious­ness. N. Y., 1981; Спи­вак Д. Л. Язык при из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния. Л., 1989; Inglis B. Trance: a natural history of altered states of mind. L., 1990; Гол­мен Д. Мно­го­об­ра­зие ме­ди­та­тив­но­го опы­та. К., 1993; Коз­лов В. В., Бу­бе­ев Ю. А. Из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния: пси­хо­ло­гия и фи­зио­ло­гия. М., 1997; Csikszentmihalyi M. Flow. 3rd ed. L., 2002; Гроф С. Пси­хо­ло­гия бу­ду­ще­го. М., 2003; Тарт Ч. Из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния. М., 2003; Horgan J. Rational mysticism. Bos­ton, 2003; Уил­бер К. Ин­те­граль­ная пси­хо­ло­гия. М., 2004; Коз­лов В. В. Пси­хо­тех­но­ло­гии из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния. 2-е изд. М., 2005; Пу­ти за пре­де­лы «эго» / Ред. Р. Уолш, Ф. Во­он. М., 2006; Wier D. R. Trance: from magic to technology. 2nd ed. Laytonville, 2006.

Вернуться к началу