Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЕ́НИНГ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 367

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Соловьёва

ТРЕ́НИНГ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, фор­ма ак­тив­ной груп­по­вой ра­бо­ты, на­прав­лен­ной на ре­ше­ние пси­хо­ло­гич. про­блем уча­ст­ни­ков. В от­ли­чие от груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии, груп­пы Т. п. (обыч­но 7–12 чел. под ру­ко­во­дством пси­хо­ло­га в ро­ли ве­ду­ще­го) соз­да­ют­ся для ока­за­ния пси­хо­ло­гич. по­мо­щи здо­ро­вым лю­дям.

Т. п. воз­ник в 1940-е гг. в США, его совр. раз­но­вид­но­сти свя­за­ны с дву­мя осн. на­прав­ле­ния­ми – с тра­ди­ци­ей т. н. ла­бо­ра­тор­но­го обу­че­ния, или Т-групп (раз­ви­ва­лась в шко­ле груп­по­вой ди­на­ми­ки К. Ле­ви­на), и с прак­ти­кой тре­нин­га лич­но­ст­но­го рос­та, или групп встреч (сло­жи­лась в гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Род­жер­са). Т-груп­пы в ва­ри­ан­те тре­нин­га ба­зо­вых уме­ний сфо­ку­си­ро­ва­ны на ос­вое­ние со­ци­аль­ных уме­ний и на­вы­ков, а в ва­ри­ан­те тре­нин­га сен­зи­тив­но­сти – на пси­хо­ло­гич. ана­лиз си­туа­ции об­ще­ния, раз­ви­тие чув­ст­ви­тель­но­сти к меж­лич­но­ст­ным от­но­ше­ни­ям и др. Груп­пы встреч ори­ен­ти­ро­ва­ны на са­мо­по­зна­ние уча­ст­ни­ков, уг­луб­ле­ние по­ни­ма­ния ими се­бя, об­су­ж­де­ние лич­но­ст­но зна­чи­мых для них тем и про­блем.

Осн. ме­то­ды Т. п. – иг­ра (в т. ч. ро­ле­вая) и груп­по­вая дис­кус­сия. По­зи­ция ве­ду­ще­го груп­пы Т. п. мо­жет быть ди­рек­тив­ной (по­зи­ция тре­не­ра в обу­чаю­щих тре­нин­гах) и не­ди­рек­тив­ной (по­зи­ция фа­си­ли­та­то­ра в тре­нин­гах лич­но­ст­но­го рос­та). Обу­чаю­щие тре­нин­ги про­во­дят­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ра­нее раз­ра­бо­тан­ной про­грам­мой, на­прав­лен­ной на дос­ти­же­ние кон­крет­ных ре­зуль­та­тов – ос­вое­ние не­об­хо­ди­мых уме­ний (напр., пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния, кон­ст­рук­тив­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов и т. д.) че­рез ов­ла­де­ние пси­хо­ло­гич. тех­ни­ка­ми. Ра­бо­та фа­си­ли­та­то­ра на­це­ле­на на по­лу­че­ние но­во­го для уча­ст­ни­ков опы­та об­ще­ния, в ча­ст­но­сти че­рез кон­ст­рук­тив­ное об­су­ж­де­ние под­ни­мае­мых ими са­ми­ми про­блем.

Осн. ме­ха­низ­мы ра­бо­ты групп Т. п. (от­но­сят­ся и к чле­нам групп, и к ве­ду­щим) – это са­мо­рас­кры­тие и об­рат­ная связь, ко­то­рая долж­на быть кон­ст­рук­тив­ной, что­бы её ад­ре­сат мог при­нять её, не за­щи­ща­ясь от неё. Для это­го она долж­на но­сить не­ин­тер­пре­та­тив­ный, опи­са­тель­ный ха­рак­тер (не со­дер­жать об­щих оце­нок ти­па «хо­ро­ший – пло­хой» и обо­зна­че­ний черт ха­рак­те­ра ти­па «до­б­рый – злой» и т. п.), а так­же долж­на не­сти ин­фор­ма­цию о чув­ст­вах го­во­ря­ще­го («ме­ня ра­ду­ет – оби­жа­ет в те­бе…»). Кон­ст­рук­тив­ная об­рат­ная связь спо­соб­ст­ву­ет соз­да­нию в груп­пе пси­хо­ло­гич. ат­мо­сфе­ры безо­пас­но­сти, под­держ­ки и са­мо­рас­кры­тию уча­ст­ни­ков.

В СССР пер­вые груп­пы Т. п. по­явились в 1970-е гг. Мно­же­ст­во спе­циа­ли­зир. про­грамм Т. п. вклю­ча­ют биз­нес-тре­нинг, Т. п. уве­рен­но­го по­ве­де­ния, кон­ст­рук­тив­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния, ве­де­ния эф­фек­тив­ных пе­ре­го­во­ров и др. Т. п. про­во­дят­ся в учеб­ных за­ве­де­ни­ях (как часть об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм), в ор­га­ни­за­ци­ях (кор­по­ра­тив­ные тре­нин­ги – для обу­че­ния и раз­ви­тия пер­со­на­ла) и в др. сфе­рах.

Лит.: Емель­я­нов Ю. Н. Ак­тив­ное со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское обу­че­ние. Л., 1985; Ру­де­стам К. Груп­по­вая пси­хо­те­ра­пия. Пси­хо­кор­рек­ци­он­ные груп­пы: тео­рия и прак­ти­ка. 2-е изд. М., 1993; Жу­ков Ю. М. Ком­му­ни­ка­тив­ный тре­нинг. М., 2004; Пет­ров­ская Л. А. Об­ще­ние – ком­пе­тент­ность – тре­нинг: Избр. тру­ды. М., 2007; Вач­ков И. В. Ос­но­вы тех­но­ло­гии груп­по­во­го тре­нин­га. Пси­хо­тех­ни­ки. [3-е изд.]. М., 2009; Хря­ще­ва Н. Ю., Мак­ши­нов С. И. Пси­хо­гим­на­сти­ка в тре­нин­ге. СПб., 2014.

Вернуться к началу