ТРЕ́НИНГ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРЕ́НИНГ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, форма активной групповой работы, направленной на решение психологич. проблем участников. В отличие от групповой психотерапии, группы Т. п. (обычно 7–12 чел. под руководством психолога в роли ведущего) создаются для оказания психологич. помощи здоровым людям.
Т. п. возник в 1940-е гг. в США, его совр. разновидности связаны с двумя осн. направлениями – с традицией т. н. лабораторного обучения, или Т-групп (развивалась в школе групповой динамики К. Левина), и с практикой тренинга личностного роста, или групп встреч (сложилась в гуманистической психологии К. Роджерса). Т-группы в варианте тренинга базовых умений сфокусированы на освоение социальных умений и навыков, а в варианте тренинга сензитивности – на психологич. анализ ситуации общения, развитие чувствительности к межличностным отношениям и др. Группы встреч ориентированы на самопознание участников, углубление понимания ими себя, обсуждение личностно значимых для них тем и проблем.
Осн. методы Т. п. – игра (в т. ч. ролевая) и групповая дискуссия. Позиция ведущего группы Т. п. может быть директивной (позиция тренера в обучающих тренингах) и недирективной (позиция фасилитатора в тренингах личностного роста). Обучающие тренинги проводятся в соответствии с заранее разработанной программой, направленной на достижение конкретных результатов – освоение необходимых умений (напр., публичного выступления, конструктивного разрешения конфликтов и т. д.) через овладение психологич. техниками. Работа фасилитатора нацелена на получение нового для участников опыта общения, в частности через конструктивное обсуждение поднимаемых ими самими проблем.
Осн. механизмы работы групп Т. п. (относятся и к членам групп, и к ведущим) – это самораскрытие и обратная связь, которая должна быть конструктивной, чтобы её адресат мог принять её, не защищаясь от неё. Для этого она должна носить неинтерпретативный, описательный характер (не содержать общих оценок типа «хороший – плохой» и обозначений черт характера типа «добрый – злой» и т. п.), а также должна нести информацию о чувствах говорящего («меня радует – обижает в тебе…»). Конструктивная обратная связь способствует созданию в группе психологич. атмосферы безопасности, поддержки и самораскрытию участников.
В СССР первые группы Т. п. появились в 1970-е гг. Множество специализир. программ Т. п. включают бизнес-тренинг, Т. п. уверенного поведения, конструктивного разрешения конфликтов, публичного выступления, ведения эффективных переговоров и др. Т. п. проводятся в учебных заведениях (как часть образовательных программ), в организациях (корпоративные тренинги – для обучения и развития персонала) и в др. сферах.