КАТЕГОРИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТЕГОРИЗА́ЦИЯ (от греч. ϰατηγορία – обнаружение, высказывание, обозначение), акт «означивания», придания значения и смысла объекту, событию, переживанию, лежащий в основе восприятия, мышления и др. психич. процессов человека, опосредованных категориями, или обобщениями, – эталонами, сквозь призму которых субъект воспринимает и мыслит любые объекты. Чтобы воспринять к.-л. единичный объект, необходимо соотнести его с некоторым классом объектов, ментальной репрезентацией которого может выступать эталонный образ, вербальное значение, социальный стереотип, поведенческий сценарий и т. п. – любое обобщение в перцептивной (образ, символ, схема) или вербальной форме. Выработанная той или иной культурой и фиксированная в первую очередь в языке система категорий задаёт каркас картины мира, конструируемой человеком на основе индивидуального и общественного опыта. Термин «К.» получил распространение прежде всего в когнитивной психологии; в интроспективной психологии 19 в. использовался термин апперцепция, а в рос. психологии 20 в. (в первую очередь в школе Л. С. Выготского) – «опосредованность значением».
К. обеспечивает константность восприятия (относит. независимость от внешних условий): напр., человек на далёком расстоянии видится наблюдателю адекватно его истинным размерам, несмотря на ничтожно малую величину его проекции на сетчатку глаза; будучи опознан как человек, он воспринимается сквозь призму «эталонного образа человека». В результате К. субъект получает дополнит. информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, естеств. языка, разработанных культурой сюжетов, опосредующих и обобщающих образ любого объекта. Так, воспринимая незнакомого человека, мы по внешним признакам его облика (выражению лица, одежде, манере движения) относим его к тому или иному социальному типу, возрастной группе, наделяем его социальным статусом, проецируем на него некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Вместе с тем К. ограничивает процессы восприятия (из потока ощущений выделяются те объекты, для которых имеются эталоны), а также осознания, памяти, воображения.
Нередко воспринимаемое или вспоминаемое искажается в сторону соответствия эталонной форме, подстраивается под стереотип. Дж. Брунер показал в своих работах, что человек описывает события своей жизни, как бы подгоняя их под культурно-исторически сложившиеся сценарии и сюжеты. Созданная Дж. Келли теория личностных конструктов – иерархически организованных биполярных оппозиций («хороший – плохой», «сильный – слабый»), с помощью которых человек познаёт и описывает мир, стала основой разработанного им методич. аппарата (т. н. репертуарных решёток), позволяющего с применением факторного анализа выявлять индивидуальные категории человека. Психосемантика распространила методику Келли на исследование К. и имплицитной картины мира людей в самых разных сферах бытия: в области права, этики, политики, искусства, экологии, межнациональных отношений и др. В социальной психологии К. изучается в связи с проблемой идентичности. Даже простое разбиение однородной группы испытуемых на два класса способно вызвать у них чувство групповой сплочённости и конкуренции. Формы самоидентичности, основанные на дифференциации по социальному, национальному, религиозному, возрастному принципам («вы инородцы, а мы русские», «вы иноверцы, а мы православные» и т. п.), мобилизуют групповое единство, но одновременно вызывают чувство противостояния и даже агрессию. К., не основанная на противопоставлении другим («я – человек», «мы – жители планеты Земля»), ведёт к более гармоничной интеграции общества сначала на уровне представлений, а затем и поведения.