Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТРОСПЕКТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Пузырей

ИНТРОСПЕКТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (от лат. introspecto – смот­реть внутрь), од­но из ве­ду­щих на­прав­ле­ний в пси­хо­ло­гии кон. 19 – нач. 20 вв., по­ло­жив­шее в ос­но­ву пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния ме­тод ин­трос­пек­ции. В. Вундт в сво­ей кон­цеп­ции «ана­ли­тич. ин­трос­пек­ции» об­ра­тил­ся к ана­ли­зу сфе­ры «не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та» соз­на­ния, про­ти­во­пос­тав­ляя его опы­ту «опо­сред­ст­во­ван­но­му» – ми­ру пред­ме­тов и иде­аль­ных зна­че­ний, ко­то­рые хо­тя и от­кры­ва­ют­ся че­ло­ве­ку «по­сред­ст­вом» его пе­ре­жи­ва­ний, но са­ми уже пе­ре­жи­ва­ния­ми не яв­ля­ют­ся и не мо­гут быть объ­ек­том изу­че­ния пси­холо­гии. Дос­туп к сфе­ре не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та соз­на­ния, к «пе­ре­жи­ва­нию как та­ко­во­му» долж­на да­вать, по Вунд­ту, ин­трос­пек­ция – «пра­виль­но по­став­лен­ное» са­мо­на­блю­де­ние. Что­бы стать ме­то­дом на­уч. пси­хо­ло­гии, са­мо­на­блю­де­ние долж­но про­те­кать не в ес­теств. ус­ло­ви­ях, но в рам­ках экс­пе­ри­мен­та, а так­же, в от­ли­чие от на­ив­ной ус­та­нов­ки обы­ден­но­го соз­на­ния, при осо­бой «пси­хо­ло­ги­че­ской» ус­та­нов­ке на­блю­да­те­ля – не на пред­ме­ты опы­та, но на са­мо пе­ре­жи­ва­ние в его пси­хо­ло­гич. ре­аль­но­сти. При этом в си­лу сен­суа­лиз­ма и ато­миз­ма этой кон­цеп­ции пси­хо­ло­ги­че­ски ре­аль­ным при­зна­ва­лось толь­ко то, что мог­ло быть опи­са­но в тер­ми­нах осн. эле­мен­тов соз­на­ния (ощу­ще­ния, пред­став­ле­ния, чув­ст­ва) и их ат­ри­бу­тов (ка­че­ст­ва, ин­тен­сив­но­сти, дли­тель­но­сти и т. д.). Всё, что не ук­ла­ды­ва­лось в эту жё­ст­кую схе­му, долж­но бы­ло уст­ра­нять­ся из ин­тро­спек­тив­но­го опи­са­ния как «ошиб­ка сти­му­ла» (Э. Б. Тит­че­нер).

Кри­зис «ана­ли­тич. ин­трос­пек­ции» на­ме­тил­ся уже по­сле ра­бот вюрц­бург­ской шко­лы. Но ко­рен­но­му пе­ре­смот­ру её по­ло­же­ния под­верг­лись в геш­тальт­пси­хо­ло­гии, в ко­то­рой рас­чле­няю­щая «ана­ли­ти­че­ская» ус­та­нов­ка на­блю­да­те­ля бы­ла за­ме­не­на на «ес­те­ст­вен­ную», фе­но­ме­но­ло­ги­че­скую, пред­по­ла­гаю­щую сво­бод­ное и не­пред­взя­тое опи­са­ние ха­рак­те­ра пе­ре­жи­вае­мо­го во всей пол­но­те и кон­крет­но­сти спо­со­бов, ко­то­ры­ми оно об­на­ру­жи­вает се­бя на­блю­да­те­лю. Бур­ное раз­ви­тие в на­ча­ле 20 в. ря­да но­вых на­прав­ле­ний и от­рас­лей пси­хо­ло­гии (пре­ж­де все­го пси­хо­ана­ли­за) об­на­ру­жи­ло не­со­стоя­тель­ность фун­да­мен­таль­но­го для И. п. ото­жде­ст­в­ле­ния пси­хи­че­ско­го с не­по­сред­ст­вен­ны­ми дан­ны­ми соз­на­ния. Как са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние И. п. пе­ре­ста­ла су­ще­ст­во­вать к нач. 1920-х гг.

Лит.: Крав­ков С. В. Са­мо­на­блю­де­ние. М., 1922; Коф­фка К. Са­мо­на­блю­де­ние и ме­тод пси­хо­ло­гии // Про­бле­мы со­вре­мен­ной пси­холо­гии. Л., 1926. Т. 2; Ру­бин­штейн С. Л. Прин­ци­пы и пу­ти раз­ви­тия пси­хо­ло­гии. М., 1959; Ке­лер В. Геш­тальт-пси­хо­ло­гия. М., 1998; Бо­ринг Э. Ис­то­рия ин­трос­пек­ции // Ис­то­рия пси­хо­ло­гии. 20 век. М., 2002.

Вернуться к началу