ИНТРОСПЕКТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТРОСПЕКТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (от лат. introspecto – смотреть внутрь), одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 – нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод интроспекции. В. Вундт в своей концепции «аналитич. интроспекции» обратился к анализу сферы «непосредственного опыта» сознания, противопоставляя его опыту «опосредствованному» – миру предметов и идеальных значений, которые хотя и открываются человеку «посредством» его переживаний, но сами уже переживаниями не являются и не могут быть объектом изучения психологии. Доступ к сфере непосредственного опыта сознания, к «переживанию как таковому» должна давать, по Вундту, интроспекция – «правильно поставленное» самонаблюдение. Чтобы стать методом науч. психологии, самонаблюдение должно протекать не в естеств. условиях, но в рамках эксперимента, а также, в отличие от наивной установки обыденного сознания, при особой «психологической» установке наблюдателя – не на предметы опыта, но на само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Э. Б. Титченер).
Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, в которой расчленяющая «аналитическая» установка наблюдателя была заменена на «естественную», феноменологическую, предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Бурное развитие в начале 20 в. ряда новых направлений и отраслей психологии (прежде всего психоанализа) обнаружило несостоятельность фундаментального для И. п. отождествления психического с непосредственными данными сознания. Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 1920-х гг.