АРХЕТИ́П
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХЕТИ́П (лат. archetypum, от греч. ἀρχέτυπον, от ἀρχή – первоначало и τύπος – удар; след от удара, отпечаток), 1) в античной философии прообраз, образец; понятие А. относилось преим. к платоновскому умопостигаемому миру (ϰόσμος νοητός); в неоплатонизме синонимами этого термина были «идея» (эйдос) и «парадигма».
2) В аналитической психологии К. Г. Юнга – априорные схемы, на базе которых формируются осн. психич. структуры, переживания, события жизни человека. Юнг ввёл понятие А. в 1919, описывая А. как порождающие матрицы для универсальных образов и мотивов (напр., борьба героя со змеем, драконом), которые встречаются в самых разных культурах и проявляются в мифах и верованиях, произведениях лит-ры и иск-ва, снах и фантазиях. Чтобы объяснить происхождение таких универсальных образов, Юнг постулировал существование единой для всего человечества психической инстанции – коллективного бессознательного, структурными единицами которого являются А. – первичные исходные формы для архетипич. образов, организующие материал индивидуального жизненного опыта и проникающие в сознание лишь в составе этих образов. (Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, которая, будучи сама невещественной, формирует кристалл в растворе, распределяя частицы вещества.) Напр., А., названный Юнгом «Тень», является источником архетипич. образа трикстера (демонический плут-озорник, при этом брат или двойник героя) и прообразом той открытой З. Фрейдом области индивидуального бессознательного, куда вытесняются низменные побуждения и черты, которые человек не принимает в самом себе. Архетипич. образы сопровождаются сильными эмоциями, часто переживаются как обладающие нечеловеческой («нуминозной» – божественной или демонической) природой, они лежат в основе общечеловеческой символики. А. выступают у Юнга как специфически человеческая форма инстинктов – врождённые программы, направляющие восприятие, эмоции и даже развитие личности (индивидуацию).
В дальнейшем понятие А. стало широко использоваться исследователями религии и мифов (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, Г. Циммер, Г. Шолем, А. Корбен), получило распространение в литературоведении и искусствоведении для обозначения повторяющихся образов и сюжетов в искусстве, в антропологии – для характеристики культурных и этнических стереотипов.
3) В сравнительно-историч. языкознании – исходная для последующих образований языковая форма, реконструируемая на основе закономерных соответствий в родственных языках. А. – теоретически вероятная форма, выводимая путём сопоставления реально засвидетельствованных структурных элементов ряда языков и представляющая праязыковое состояние семьи или группы родственных языков.
В качестве А. могут выступать разл. языковые единицы и структуры – цельные лексемы, основы, корни, морфемы, детерминативы, фонемы и даже предложения. Наиболее распространена реконструкция А. на уровне морфем. Она может осуществляться для праязыковых состояний разной хронологич. глубины. Пример восстановления А. на уровне слова – индоевроп. форма *bhra̅ter ‘брат’, построенная на основе сопоставления др.-инд. bhra̅ta, авестийского bhra̅tаr-, старослав. братръ, тохарского pracar и т. д. Для общеслав. языка А. будет форма *bratrъ, реконструируемая на основе сравнения исторически засвидетельствованных форм слав. языков. Пример суффиксального А. – индоевроп. *ter/tor (ср. др.-инд. dáta̅, греч. dotḗr, лат. dator ‘дающий’ и т. д.). Реконструкция А. лучше всего разработана в этимологии; этимологич. словари семьи или группы языков содержат корпус А. слов и корней.
Принятое обозначение А. – * (астерикс), поэтому А. иногда называют «формой под звёздочкой».
4) В текстологии – наиболее древний, несохранившийся текст, к которому восходят остальные варианты письм. памятника.
5) В биологии – исходный общий тип строения данной группы (таксона) организмов. Первоначально понятие А., введённое в биологию Р. Оуэном (1846), обозначало «общую идею», в соответствии с которой построены все организмы данной группы. Такое представление об А. развивалось в рамках натурфилософии кон. 18 – нач. 19 вв. и было связано с концепцией единства плана строения организмов. Ч. Дарвин (1859) использовал термин «А.» для обозначения исходной совокупности примитивных признаков, характеризующих общую предковую форму данной естественной группы организмов.