АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, школа глубинной психологии, базирующаяся на идеях К. Г. Юнга, который рассматривал психику как взаимодействие сознания с бессознательным – глубинной творческой силой, направляющей развитие личности. Это развитие (индивидуация), процесс обретения внутреннего единства, рассматривается в А. п. как постепенное объединение сознания с бессознательным вокруг самости – трансцендентного центра, источника психики и сознания. В А. п. индивидуальное бессознательное, которое исследовал З. Фрейд, составляет лишь небольшую часть коллективного бессознательного, связывающего индивида со всем человечеством и космосом через архетипы – универсальные структурные элементы бессознательного, схемы, на основе которых формируются образы, переживания и события жизни отд. людей, мифы и культура целых народов.
Задача А. п. – постичь психическое как естественное целостное явление, жизнь души человека. Душа описывается в А. п. в виде композиции взаимодействующих между собой парциальных личностей (автономных комплексов). Бессознательное структурировано как множественное сознание, распределённое между парциальными личностями. Любые межличностные отношения основаны на внутриличностных связях.
Психотерапия в А. п. понимается не как лечение симптомов, а как помощь в индивидуации, развитии личности. В основе психотерапевтич. практики лежит анализ переноса и контрпереноса, исследование образной системы с акцентом на символич. переживании самости.
Можно выделить два этапа становления и развития А. п.: юнговский (1902–1961) и постъюнговский (с 1961). Первый этап представлен прежде всего трудами самого К. Г. Юнга и многочисл. работами его учеников и последователей, а также разработкой и распространением преим. в Зап. Европе и США психотерапевтич. практики, именуемой юнгианским анализом. Второй этап характеризуется выделением неск. направлений и школ на основе пересмотра ряда осн. положений А. п. (определения архетипического, понятия самости и принципов развития личности). Наряду с «классической школой» последователей Юнга (Э. Эдингер, Э. Нойманн, М. Л. фон Франц) с центром в Цюрихе сформировалась «школа развития» (М. Фордхам, Д. Хаббак, Х. Дикманн, М. Якоби) с центром в Лондоне, ставящая акцент на развитии психики и клинич. практике, а также «архетипическая школа» (Д. Хиллман, А. Гуггенбюль-Крейг, В. Гигерих) с центром в Далласе (США), широко использующая концепцию архетипа для постижения глубинных измерений любого человеческого опыта.
В 1948 при участии К. Г. Юнга был создан первый Ин-т аналитич. психологии в Цюрихе, затем в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и др. Большинство совр. последователей Юнга объединено в Междунар. ассоциацию аналитич. психологии (IAAP) со штаб-квартирой в Цюрихе. Под влиянием А. п. сформировались гуманистическая психология и трансперсональная психология и психотерапия. А. п. оказала большое влияние на лит-ру (Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, религиоведение (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл), филос. антропологию, этнографию.