Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНУШЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 478-479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

ВНУШЕ́НИЕ, суг­ге­стия (от лат. suggestio), пе­ре­да­ча че­ло­ве­ку или груп­пе лю­дей к.-л. ус­та­но­вок, убе­ж­де­ний, ощу­ще­ний, пред­став­ле­ний, по­бу­ж­де­ний, эмо­цио­наль­ных и ве­ге­та­тив­ных со­стоя­ний и т. п., при ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся приё­мы, на­прав­лен­ные на ос­лаб­ле­ние кри­тич. ос­мыс­ле­ния и осоз­нан­ной оцен­ки вну­шае­мо­го со­дер­жа­ния. В. мо­жет со­вер­шать­ся в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния, ес­те­ст­вен­но­го сна, в из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния – в тран­се, под дей­ст­ви­ем гип­но­за или пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ и т. п. При вы­хо­де из со­стоя­ния тран­са влия­ние В. со­хра­ня­ет­ся или ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся в от­вет на оп­ре­де­лён­ный сти­мул (фе­но­мен по­стгип­но­ти­че­ско­го В.). Осн. сред­ст­вом В. яв­ля­ет­ся речь, од­на­ко суг­ге­стив­ные приё­мы мо­гут со­дер­жать­ся так­же в не­вер­баль­ном по­ве­де­нии, пе­чат­ном тек­сте, ви­део­сю­же­те.

В., как один из са­мых рас­про­стра­нён­ных ме­то­дов со­ци­аль­но­го влия­ния и ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния, ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не­осоз­нан­но) как в обыч­ном об­ще­нии, так и в мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции (про­па­ган­да, рек­ла­ма), вос­пи­та­нии, ме­ди­ци­не, ре­лиг. жиз­ни, прак­ти­ках «про­мы­ва­ния моз­гов» и т. п. В., про­из­во­ди­мое груп­пой на ин­ди­ви­да, яв­ля­ет­ся од­ним из фак­то­ров кон­форм­но­сти. Воз­мож­на и об­рат­ная си­туа­ция, ко­гда ис­точ­ни­ком В. яв­ля­ет­ся ин­ди­вид, а объ­ек­том – груп­па (фе­но­мен мас­со­во­го В.). Рас­про­стра­нён­ным ме­то­дом пси­хо­те­ра­пии яв­ля­ет­ся са­мо­вну­ше­ние (см. Ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка). Раз­но­вид­но­стью В. счи­та­ет­ся пла­це­бо-те­ра­пия (см. Пла­це­бо).

Вос­при­им­чи­вость к В. (вну­шае­мость) по­вы­ша­ет­ся в из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния, при кон­так­те с ру­ко­во­ди­те­лем или ав­то­ри­тет­ным ли­цом, в тол­пе, при «ма­ги­че­ском на­строе» субъ­ек­та, в си­туа­ци­ях не­оп­ре­де­лён­но­сти, стрес­са, груп­по­во­го дав­ле­ния, за­ви­си­мо­сти, изо­ля­ции от обыч­но­го ок­ру­же­ния и сло­ма при­выч­ных шаб­ло­нов. По­вы­шен­ная вну­шае­мость ха­рак­тер­на для де­тей, а у взрос­лых час­то со­че­та­ет­ся с та­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми лич­но­сти, как не­уве­рен­ность в се­бе, низ­кая са­мо­оцен­ка, по­кор­ность, ро­бость, стес­ни­тель­ность, до­вер­чи­вость, тре­вож­ность, сла­бость ло­гич. мыш­ле­ния.

Лит.: Бех­те­рев В. М. Вну­ше­ние и вос­пи­та­ние. СПб., 1912; Шварц И. Е. Вну­ше­ние в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се. Пермь, 1971; Грин­дер Д., Бэнд­лер Р. Фор­ми­ро­ва­ние тран­са. М., 1994; они же. Струк­ту­ра ма­гии. М., 2004; Зим­бар­до Ф., Ляйп­пе М. Со­ци­аль­ное влия­ние. СПб., 2000; Хас­сен С. Ос­во­бо­ж­де­ние от пси­хо­ло­ги­че­ско­го на­си­лия. СПб.; М., 2001. См. так­же лит. при ст. Гип­ноз.

Вернуться к началу