Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 336-337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Харитонова, А. В. Бруенок

ТРАНС (франц. trance), в ан­тро­по­ло­гии и пси­хо­ло­гии: 1) си­но­ним из­ме­нён­ных со­стоя­ний соз­на­ния (ИСС). В та­ком слу­чае го­во­рят о ста­ди­ях тран­са (К. Хофф­ман) ли­бо раз­де­ля­ют Т. на эк­ста­ти­че­ский (ра­до­ст­но-во­стор­жен­ные со­стояния) и ме­ди­уми­че­ский (сно­по­доб­ные со­стоя­ния, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся су­же­ни­ем вни­ма­ния); в пер­вом слу­чае это мо­жет свя­зы­вать­ся с ре­лиг. эк­заль­та­ци­ей (напр., швед. учё­ный Э. Арбман ис­поль­зо­вал тер­ми­ны «эк­стаз» и «ре­лиг. Т.» как си­но­ни­мы), во вто­ром – с одер­жи­мо­стью. 2) Т. мо­гут по­ни­мать как ста­дию об­ще­ния ша­ма­на с ду­ха­ми (рос. ша­ма­но­вед А. Н. Алек­се­ев) или од­ну из ста­дий ИСС, на­ря­ду с экс­та­зом, одер­жи­мо­стью и др. (напр., рос. ан­тро­по­лог В. И. Ха­ри­то­но­ва). Ино­гда вы­де­ля­ют неск. ви­дов Т., напр., амер. пси­хо­лог М. Эрик­сон вы­де­ля­ет три ви­да Т.: пов­сед­нев­ный, уг­луб­лён­ный, сом­нам­бу­ли­че­ский. Франц. ант­ро­по­лог Р. Амай­он пред­ла­га­ет вовсе от­ка­зать­ся от ис­поль­зо­ва­ния тер­ми­нов «Т.» и «эк­стаз» в ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях.

При лю­бой трак­тов­ке Т. по­ни­ма­ют как ком­плекс пси­хо­фи­зио­ло­гич. из­ме­не­ний, при­зна­ки ко­то­рых про­яв­ля­ют­ся в ви­ди­мой от­ре­шён­но­сти че­ло­ве­ка от про­ис­хо­дя­ще­го во­круг, по­гру­же­нии во внутр. про­цес­сы, обыч­но с кон­цен­тра­ци­ей на к.-л. за­да­че или мыс­ли; Т. мо­жет со­про­во­ж­дать­ся из­ме­не­ни­ем диа­мет­ра зрач­ка, за­кры­ва­ни­ем глаз, дро­жа­ни­ем рес­ниц, за­мед­ле­ни­ем и уг­луб­ле­ни­ем ды­ха­ния, рас­ка­чи­ва­ни­ем кор­пу­са или по­ка­чи­ва­ни­ем го­ло­вы, по­дёр­ги­ва­ни­ем мышц или све­де­ни­ем их (ис­ка­же­ни­ем ли­ца), за­мед­ле­ни­ем гло­та­тель­но­го реф­лек­са и т. д. Т. со­про­во­ж­да­ет­ся из­ме­не­ни­ем ак­тив­но­сти ра­бо­ты го­лов­но­го моз­га. По­след­ст­ви­ем Т. мо­гут быть не­про­из­воль­ные фи­зио­ло­гич. ре­ак­ции (силь­ное го­ло­во­кру­же­ние, ка­шель, рво­та, слю­но­вы­де­ле­ние, мо­че­ис­пус­ка­ние и др.). Счи­та­ет­ся, что Т. по­ни­жа­ет уро­вень ра­бо­ты соз­на­ния че­ло­ве­ка, ак­ти­ви­зи­руя его бес­со­зна­тель­ное. Вы­шед­шие из со­стоя­ния Т. в ре­зуль­та­те на­ме­рен­но­го по­гру­же­ния мо­гут го­во­рить о час­тич­ной или пол­ной ам­не­зии.

В разл. ри­ту­аль­ных прак­ти­ках, в т. ч. со­от­но­си­мых с ша­ма­низ­мом, для по­гру­же­ния в Т. (ИСС) мо­гут ис­поль­зо­вать­ся пси­хо­ак­тив­ные ве­ще­ст­ва, тех­ни­ки сен­сор­ной де­при­ва­ции, че­му спо­соб­ст­ву­ет и ис­поль­зо­ва­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов (ша­ман­ские буб­ны, тре­щот­ки). По­ня­тие Т. мо­жет рас­про­стра­нять­ся на разл. тех­ни­ки ра­бо­ты и ри­ту­аль­ные прак­ти­ки ша­ма­на – ша­ман­ское пу­те­ше­ст­вие, все­ле­ние ду­ха, из­гна­ние злых ду­хов, при­зы­ва­ние ду­хов и др. В про­цес­се ра­бо­ты ша­ма­на наб­лю­да­ет­ся на­ме­рен­ное по­груже­ние в Т. (ИСС), но в пе­ри­од ша­ман­ско­го ста­нов­ле­ния, име­нуе­мо­го «ша­ман­ской бо­лез­нью», слу­ча­ют­ся са­мо­про­из­воль­ные пе­ре­хо­ды в со­стоя­ние Т. (не­ко­нт­ро­ли­руе­мые из­ме­не­ния в ра­бо­те моз­га, вы­зы­ваю­щие по­гру­же­ние в раз­лич­ные по глу­би­не ста­дии ИСС). Ино­гда Т., как на­ме­рен­но вы­зы­вае­мое со­стоя­ние, счи­та­ют ме­ди­та­ци­ей (вост. тех­ни­ки по­гру­же­ния в ИСС) или од­ним из ва­ри­ан­тов са­мо­гип­но­за.

В пси­хи­ат­рии – раз­но­вид­ность ам­бу­ла­тор­но­го ав­то­ма­тиз­ма. Вне­зап­но воз­ни­каю­щее со­стоя­ние от­ре­шён­но­сти от ок­ру­жаю­ще­го, во вре­мя ко­то­ро­го боль­ные ав­то­ма­ти­че­ски вы­пол­ня­ют внеш­не це­ле­сооб­раз­ные дей­ст­вия (ходь­ба, по­езд­ки в гор. транс­пор­те и др.). Об­ще­ние с боль­ным не­воз­мож­но; его спон­тан­ная речь ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ко­рот­ки­ми фра­за­ми, отд. сло­ва­ми, вос­кли­ца­ния­ми. Про­из­воль­ные дви­же­ния сте­рео­тип­ны, за­мед­ле­ны. Дли­тель­ность Т. – от не­сколь­ких ми­нут до не­сколь­ких ча­сов. Вос­ста­нов­ле­ние яс­но­сти соз­на­ния по­сте­пен­ное, мо­жет со­про­во­ж­дать­ся со­стоя­ни­ем т. н. сту­пид­но­сти (за­труд­не­ния в сфе­ре ин­тел­лек­та, от­сут­ст­вие аде­к­ват­ных эмо­ций, апа­тия), про­из­во­дя лож­ное впе­чат­ле­ние на­ли­чия у боль­но­го сла­бо­умия. На пе­ри­од Т. – пол­ная ам­не­зия. На­блю­да­ет­ся пре­им. при эпи­леп­сии, ино­гда – при ис­те­рии, ор­га­нич. по­ра­же­нии ЦНС. Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка с оней­ро­ид­ным со­стоя­ни­ем. См. так­же Су­ме­реч­ное со­стоя­ние.

Лит.: Hoffman K. The trance workbook: understanding & using the power of altered states. N. Y., 1998; Бургиньон Э. Из­ме­нен­ные со­стоя­ния со­зна­ния // Лич­ность, куль­ту­ра, эт­нос: со­вре­мен­ная пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия. М., 2001; Из­ме­нен­ные со­стоя­ния со­зна­ния и куль­ту­ра: хре­сто­ма­тия / Авт.-сост. О. В. Гор­де­е­ва. СПб. [и др.], 2009.

Вернуться к началу