ОДЕРЖИ́МОСТЬ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДЕРЖИ́МОСТЬ, психофизиологич. состояние, воспринимаемое как «вселение» в человека потусторонних сущностей – духов, бесов (ср. бесноватые – одержимые бесом), джиннов, душ умерших и т. п. Важнейший признак О. – говорение от лица вселившегося духа и обретение одержимым черт характера, внешних проявлений качеств, якобы свойственных этому духу. В психиатрии О. считается частным случаем психич. расстройства, при котором выявляются признаки истерии, маниакального синдрома, мономании (демономании), эпилепсии, шизофрении и др. Согласно МКБ-10 (Междунар. классификации болезней 10-го пересмотра, 1989), О. соотносится с шизофренией, психотич. или органич. расстройствами, состояниями, вызванными контузией или интоксикацией. В разл. культурах, религиях и оккультно-мистич. системах О. объясняется как следствие «порчи» или насылания злых духов либо наличием генетически наследованного или контагиозно приобретённого злого духа (ведовство). Различаются контакты с духами пассивные со стороны человека (неконтролируемая О.) и активные (контролируемая О.). Второй вариант О. более свойствен шаманизму, где представлены особые техники (в т. ч. с использованием галлюциногенов) целенаправленного вселения (инкорпорирования) духов божеств, шаманов-предков, священных мест. Однако и намеренное вселение не всегда жёстко контролируется шаманом.
Состояние О. характеризуется болезненными проявлениями (судороги, эпилептич. припадки, галлюцинации, бредовые идеи, потеря сознания и др.), обретением необычных способностей (ксеноглоссия, глоссолалия, автописьмо, предвидение, телекинез, телепортация, левитация и др.), обсценным поведением, отторжением общепринятых религ. практик (невозможность находиться в храме, боязнь религ. атрибутов, богохульство, объявление себя пророком и др.). О. периодически (особенно в христианских странах в период Средневековья) принимала массовые формы, выливаясь в своего рода «психопатическую эпидемию религиозного характера» (В. М. Бехтерев) в разл. вариантах (в т. ч. эпидемии ликантропии); больше всего это было свойственно женским коллективам (монахини в монастырях). В России групповые индуцированные нервно-психич. расстройства в форме О. принимали вид бесноватости, кликушества, мерячения, икоты и т. п. (особенно в приполярных широтах – т. н. полярная истерия). От О. старались избавиться с помощью магико-мистич. методов (изгнание духов и очищение в шаманизме, знахарстве, колдовстве), религ. экзорцизма, отчитки и др. Известны случаи запретов О. – напр., указ Петра I, не верившего в болезненную сущность О., о «розысках» в отношении кликуш. В традиц. обществах предпринимались меры профилактики О. с помощью спец. календарно приуроченных ритуалов (напр., у северных народов перед началом полярной ночи), во время которых могло имитироваться это состояние.
О. вызывает неоднозначные оценки монотеистич. религий. В психологии преобладает гипотеза К. Г. Юнга об О. как о влиянии на личность коллективного бессознательного. О. связывается со стимулированным или спонтанным возникновением разл. вариантов изменённых состояний сознания и их целенаправленным использованием (шаманизм).