Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕБО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 97

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

ЛЕБО́Н (Le Bon) Гюс­тав (7.5.1841, Но­жан-ле-Рот­ру – 13.12.1931, Па­риж), франц. со­цио­лог, со­ци­аль­ный пси­хо­лог и пуб­ли­цист; за­ни­мал­ся так­же во­про­са­ми ан­тро­по­ло­гии, ар­хео­ло­гии, фи­ло­со­фи­ей ес­те­ст­во­зна­ния. Учил­ся в ли­цее г. Тур, в 1864–1866 на мед. ф-те Па­риж­ско­го ун-та. Ак­тив­ная из­да­тель­ская и жур­на­ли­ст­ская дея­тель­ность Л. спо­соб­ст­во­ва­ла по­пу­ля­ри­за­ции его взгля­дов, гл. обр. в кру­гах по­ли­ти­ков, пред­при­ни­ма­те­лей и во­ен­ных.

Вслед за Ж. А. де Го­би­но Л. от­стаи­вал кон­цеп­цию ра­со­во­го де­тер­ми­низ­ма, под­чёр­ки­вая ие­рар­хич. ха­рак­тер ра­со­во­го де­ле­ния и осо­бую зна­чи­мость ра­со­вой при­над­леж­но­сти в раз­ви­тии ци­ви­ли­за­ции. Счи­тая, что все дос­ти­же­ния ци­ви­ли­за­ции – ре­зуль­тат дея­тель­но­сти эли­ты, вы­сту­пал про­тив со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и де­мо­кра­тии. Л. при­над­ле­жит од­на из пер­вых кон­цеп­ций мас­со­во­го об­ще­ст­ва. Ото­жде­ст­в­ляя мас­су с тол­пой, он кон­ста­ти­ро­вал на­сту­п­ле­ние «эры масс», ко­то­рое вле­чёт за со­бой упа­док ци­ви­ли­за­ции. В ре­зуль­та­те пром. ре­во­лю­ции, рос­та го­ро­дов и раз­ви­тия средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции совр. жизнь, по Л., всё боль­ше оп­ре­де­ля­ет­ся по­ве­де­ни­ем тол­пы, но­ся­щим ир­ра­цио­наль­ный ха­рак­тер. В тол­пе ин­ди­ви­ды ут­ра­чи­ва­ют чув­ст­во от­вет­ст­вен­но­сти и ока­зы­ва­ют­ся во вла­сти при­ми­тив­ных чувств и им­пуль­сив­ных ре­ак­ций (за­кон «ду­хов­но­го един­ст­ва тол­пы»). Важ­ней­шую роль в об­ществ. раз­ви­тии Л. при­пи­сы­вал иде­ям, на­вя­зы­вае­мым мас­сам не­мно­ги­ми ли­де­ра­ми, «во­жа­ка­ми», пу­тём мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ния и за­ра­же­ния. Ре­во­лю­ции он счи­тал про­яв­ле­ни­ем мас­со­вой ис­те­рии, а у ли­де­ров ре­во­люц. дви­же­ний от­ме­чал час­то встре­чаю­щие­ся при­зна­ки пси­хич. па­то­ло­гии. Идеи Л. сти­му­ли­ро­ва­ли ин­те­рес ис­сле­до­ва­те­лей к изу­че­нию ир­ра­цио­наль­ных ас­пек­тов мас­со­во­го по­ве­де­ния.

Соч.: L’Homme et les sociétés, leurs origines et leur histoire. P., 1881; Эво­лю­ция ци­ви­ли­за­ции. Од., 1895; Пси­хо­ло­ги­че­ские за­ко­ны эво­лю­ции на­ро­дов. СПб., 1906; La Psychologie po­litique et la défense sociale. P., 1910; La Ré­vo­lu­tion française et la psychologie des revo­lutions. P., 1912; Эво­лю­ция ма­те­рии. 3-е изд. СПб., 1914; Bases scientifiques d’une philo­so­phie de l’histoire. P., 1931; Пси­хо­ло­гия со­циа­лиз­ма. СПб., 1997; Пси­хо­ло­гия на­ро­дов и масс. М., 2008.

Лит.: Rouvier C. Les idées politiques de G. Le Bon. P., 1986; Marpeau B. G. Le Bon. Par­cours d’un intellectuel. P., 2000.

Вернуться к началу