Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

РАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, 1) в со­цио­ло­гии – тен­ден­ция к уси­ле­нию ро­ли ра­цио­наль­но­го на­ча­ла в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, ха­рак­тер­ная для про­ис­хо­дя­ще­го в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя про­цес­са мо­дер­ни­за­ции.

В фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния (М. Ж. Кон­дор­се) и за­тем в по­зити­виз­ме (О. Конт) про­гресс ра­зу­ма рас­смат­ри­вал­ся как ис­точ­ник и дви­жу­щая си­ла раз­ви­тия об­ще­ст­ва, а нау­ка – как выс­шая фор­ма зна­ния, бо­лее со­вершен­ная, чем ре­ли­гия и ме­та­фи­зи­ка. М. Ве­бер и его по­сле­до­ва­те­ли кон­ста­ти­ро­ва­ли по­сте­пен­ную, на­блю­дае­мую на­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и Ре­фор­ма­ции Р. кар­ти­ны ми­ра, а так­же Р. об­раза жиз­ни, во­пло­щаю­щую­ся в ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции тру­да и проф. дея­тель­но­сти, ко­ди­фи­ка­ции пра­во­вых норм, бю­ро­кра­ти­за­ции гос. управ­ле­ния, тех­но­ло­ги­за­ции ма­те­ри­аль­но­го и ду­хов­но­го про­из­вод­ст­ва и т. п. В мо­ти­ва­ции дей­ст­вия со­ци­аль­но­го аф­фек­тив­но-эмо­цио­наль­ные, тра­ди­ци­он­ные и субъ­ек­тив­ные цен­но­ст­ные ком­по­нен­ты от­хо­дят на вто­рой план, а че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние всё бо­лее ори­ен­ти­ру­ет­ся на «ре­зуль­тат и эф­фек­тив­ность», ра­цио­наль­ный рас­чёт и пла­ни­ро­ва­ние, каль­ку­ля­цию «из­дер­жек» и «при­бы­ли». Сис­те­ма со­ци­аль­ных от­но­ше­ний на­чи­на­ет функ­цио­ни­ро­вать в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом фор­маль­ной, или ин­ст­ру­мен­таль­ной, ра­цио­наль­но­сти, ут­вер­ждаю­щей се­бя как са­мо­цель, не­за­ви­си­мо от со­дер­жа­тель­но оп­ре­де­лён­ных по­треб­но­стей и цен­но­стей че­ло­ве­ка. Кри­ти­куя ре­прес­сив­ный по­тен­ци­ал этой ра­цио­наль­но­сти, М. Хорк­хай­мер и Т. Адор­но («Диа­лек­ти­ка Про­све­ще­ния», 1947) свя­зы­ва­ли его с но­во­ев­ро­пей­ской ус­та­нов­кой на дос­ти­же­ние ра­цио­наль­но­го гос­под­ства над при­ро­дой. Ю. Ха­бер­мас про­ти­во­пос­та­вил ин­ст­ру­мен­таль­ной ра­цио­наль­но­сти свой про­ект «ком­му­ни­ка­тив­ной ра­цио­наль­но­сти», пред­по­ла­гаю­щей стрем­ле­ние к взаи­мо­по­ни­ма­нию и ди­а­ло­гу ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми со­ци­аль­ных взаи­мо­дей­ст­вий. Об­щий ба­ланс по­зи­тив­ных и не­га­тив­ных по­след­ст­вий Р. по-раз­но­му оце­ни­ва­ет­ся в кон­крет­ных на­прав­ле­ни­ях со­цио­ло­гич. и фи­лос. мыс­ли.

2) Р. в пси­хо­ана­ли­зе З. Фрей­да – один из за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти, с по­мо­щью ко­то­ро­го ин­ди­вид соз­да­ёт при­ем­ле­мое для соз­на­ния объ­яс­не­ние сво­их по­ступ­ков и пе­ре­жи­ва­ний, дей­ст­ви­тель­ный ис­точ­ник и при­чи­ны ко­то­рых ос­та­ют­ся, од­на­ко, не­осоз­нан­ны­ми. В прак­ти­ке гип­но­за – псев­до­ра­цио­наль­ное объ­яс­не­ние реа­ли­за­ции гип­но­тич. вну­ше­ния.

Вернуться к началу