РАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, 1) в социологии – тенденция к усилению роли рационального начала в общественной жизни, характерная для происходящего в Новое и Новейшее время процесса модернизации.
В философии Просвещения (М. Ж. Кондорсе) и затем в позитивизме (О. Конт) прогресс разума рассматривался как источник и движущая сила развития общества, а наука – как высшая форма знания, более совершенная, чем религия и метафизика. М. Вебер и его последователи констатировали постепенную, наблюдаемую начиная с эпохи Возрождения и Реформации Р. картины мира, а также Р. образа жизни, воплощающуюся в рациональной организации труда и проф. деятельности, кодификации правовых норм, бюрократизации гос. управления, технологизации материального и духовного производства и т. п. В мотивации действия социального аффективно-эмоциональные, традиционные и субъективные ценностные компоненты отходят на второй план, а человеческое поведение всё более ориентируется на «результат и эффективность», рациональный расчёт и планирование, калькуляцию «издержек» и «прибыли». Система социальных отношений начинает функционировать в соответствии с принципом формальной, или инструментальной, рациональности, утверждающей себя как самоцель, независимо от содержательно определённых потребностей и ценностей человека. Критикуя репрессивный потенциал этой рациональности, М. Хоркхаймер и Т. Адорно («Диалектика Просвещения», 1947) связывали его с новоевропейской установкой на достижение рационального господства над природой. Ю. Хабермас противопоставил инструментальной рациональности свой проект «коммуникативной рациональности», предполагающей стремление к взаимопониманию и диалогу между участниками социальных взаимодействий. Общий баланс позитивных и негативных последствий Р. по-разному оценивается в конкретных направлениях социологич. и филос. мысли.
2) Р. в психоанализе З. Фрейда – один из защитных механизмов личности, с помощью которого индивид создаёт приемлемое для сознания объяснение своих поступков и переживаний, действительный источник и причины которых остаются, однако, неосознанными. В практике гипноза – псевдорациональное объяснение реализации гипнотич. внушения.