КОНДОРСЕ́ МАРИ ЖАН АНТУАН НИКОЛА ДЕ КАРИТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДОРСЕ́ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де Карита (17.9.1743, Рибмон – 29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, франц. философ, учёный и политич. деятель. В 26 лет был избран членом Парижской АН за математич. работу, посвящённую интегральному исчислению. В 1776 избран непременным секретарём Парижской АН. Автор биографий выдающихся учёных своего времени (ок. 50 биографий, в т. ч. А. Р. Ж. Тюрго и Вольтера, которых знал лично). С 1782 чл. Франц. академии. Иностр. поч. чл. Петерб. АН (1776–92); исключён по указу Екатерины II как член Конвента и участник суда над Людовиком XVI. Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Ж. Л. ДʼАламбера. В философии – сторонник деизма и сенсуализма, в экономике разделял взгляды физиократов.
Под влиянием А. Р. Ж. Тюрго К. обратился к проблематике социальных наук, отстаивая право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности. Гл. инструментом проведения реформ считал парламент. В начале Великой франц. революции (1789) основал газ. «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1791 избран депутатом Законодат. собрания от Парижа. В составе комиссии из 9 чел. работал над жирондистским проектом новой республиканской конституции, представил проект всеобщего образования (апр. 1792), который предусматривал 4 ступени обучения: начальные 4-летние школы (одна на 400 жит.), 3-летние средние школы 2-й ступени (одна на 4 тыс. жит.), институты, дающие углублённую подготовку и профессию (5-летний курс обучения, всего 110 институтов в стране), лицеи (заменяющие университеты; 9 в стране). Общее руководство образованием возлагалось на Нац. об-во наук и искусств. В проекте отстаивались светский характер школы, равенство мужчин и женщин в праве на образование, бесплатность обучения на всех ступенях. Когда Конвент отверг предложенную комиссией конституцию и принял якобинский проект, К. опубликовал послание к народу, за что был обвинён Робеспьером в нац. измене. Опасаясь ареста, скрывался в Париже в доме мадам Верне, где и написал свой гл. труд – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» («Esquisse dʼun tableau historique des progres de lʼesprit humain», 1794; рус. пер. 1909). Закончив его, К. покинул своё убежище, 3 дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в дер. Кламар, в тюрьме принял яд, чтобы избежать гильотины.
«Эскиз…» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. В отличие от Ж. Ж. Руссо, К. считал, что знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Для реализации «естественных прав» человека необходимо покончить с сословными ограничениями и предрассудками, однако никакой коммунистич. уравнительности допускать нельзя, поскольку она «гибельна» для этих прав. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом К. считал современное ему общество, а 10-м – грядущее «царство разума». Смысл человеческой жизни – в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому – невежество, предрассудки, деспотизм. Христианство боится философии и ненавидит её, поскольку та основана на вере в собств. разум, что является бичом для любой религии. Свои надежды на прогресс человечества К. связывал с тремя осн. моментами: уничтожением неравенства между нациями, уничтожением неравенства между классами одной и той же нации, действительным совершенствованием человека. Всего этого можно достичь за счёт социального иск-ва, цель которого состоит в уничтожении кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех. Чтобы создать царство свободы и всячески способствовать прогрессу человеческого разума, надо развивать само общество с помощью системы образования, целью которого является воспитание граждан как «друзей закона», искренне заинтересованных в обществ. благе.