ДЕ́ЙСТВИЕ СОЦИА́ЛЬНОЕ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ЙСТВИЕ СОЦИА́ЛЬНОЕ, ключевое понятие классической и современной социологической теории, обозначает преднамеренное (интенциональное) поведение действующего субъекта (актора), которое обладает смыслом с его точки зрения, ориентировано на поведение др. людей, а также на более широкий социальный контекст, включающий в себя ценности, нормы, культурные значения.
Данное определение Д. с. восходит к М. Веберу, который описал идеальные типы Д. с. и предложил методологич. подход к пониманию направленности и смысла действий людей в социуме. Его типология Д. с. включает: традиционное действие, основанное на длительной привычке; аффективное действие, обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида; ценностно-рациональное действие, опирающееся на веру в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определённого типа поведения как такового, без учёта возможных его последствий; целерациональное действие, построенное на разумных ожиданиях действующего субъекта относительно возможного «поведения предметов внешнего мира и других людей» и на «использовании этих ожиданий в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели» (Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 628). Критика предложенного Вебером подхода к анализу Д. с. указывала на многозначность понятий субъективного смысла и рациональности. Отмечалась также сложность интерпретации смысла Д. с., возникающая в силу неопределённости круга «других людей», на поведение которых может быть ориентировано Д. с. (А. Шюц).
В совр. социологии интерпретативные теории определяют смысл Д. с. через субъективную интенцию; теории практич. рациональности, утилитаристские – через рациональную оценку соотношения объективно доступных действующему целей-интересов и имеющихся в его распоряжении средств. Это соотношение определяет рациональность действия с точки зрения наличия у действующего субъекта знаний, объективных возможностей и средств.
В интерпретативных теориях Д. с. (символич. интеракционизм, феноменологич. социология, этнометодология), иногда именуемых теориями деятельности, исследование сосредоточено на субъективном смысле действия. В них используются и исследуются объяснительные возможности человеческой субъективности как свойства быть источником целенаправленной деятельности. Характерная для этих теорий логика объяснения социального мира предполагает движение через изучение смысла, придаваемого субъектом собств. поведению, к возможности взаимодействия (коммуникации и координации индивидуальных действий) и далее к возможности возникновения социального мира, состоящего из множества межсубъективных контактов и связей (см. Взаимодействие социальное). Ключевой вопрос, стоящий перед этими теориями: как из взаимодействия индивидуальных сознаний возникают коллективный порядок и обладающие регулятивной силой социальные институты? Гл. филос.-методологич. проблема, с которой сталкиваются интерпретативные теории деятельности (Д. с.), – могут ли субъективные основания действия (желания, субъективные смыслы, определения ситуации с точки зрения действующего субъекта и т. д.) быть причинами поведения, т. е. при каких условиях и в какой мере возможна причинная детерминация наблюдаемого поведения людей содержанием их сознания.
В утилитаристских теориях Д. с., построенных на практич., инструментальной рациональности, действия и их интенциональная направленность объясняются прежде всего через знания (обоснованные убеждения) действующих субъектов о своих объективно определяемых индивидуальных целях-интересах и возможностях-ресурсах. Иными словами, эти теории исходят из положения, что смысл действия может и должен идентифицироваться объективно (теории рационального выбора и социального обмена). Рациональность трактуют при этом как стремление к максимизации индивидуального интереса. Такое понимание Д. с. ориентирует на эмпирич. исследование универсальных закономерностей человеческого поведения и объясняет поступки людей в терминах желаний-интересов и обоснованных убеждений действующих субъектов о наилучших из доступных им средств реализации желаний либо в терминах предпочтений и информации в условиях ограниченных ресурсов. Для теорий Д. с. этого типа ключевыми оказываются вопросы о том, как возможны коллективное действие и сотрудничество между индивидами, преследующими эгоистич. интересы, а также о механизмах возникновения и поддержания нормативного порядка в обществе, состоящем из таких индивидов.
Теории Д. с. в осн. придерживаются позиции методологич. индивидуализма, рассматривая действие в качестве исходного принципа для объяснения возникновения социального порядка и социальной структуры. В функционалистской теории Т. Парсонса описание системы координат действия включает анализ выбора действующим субъектом целей и средств действия в ситуации наличия не только физических, но и социально-нормативных ограничений. Этот выбор оказывается в конечном счёте структурно-детерминированным нормами и ценностями социальной системы. Совр. теоретики предпринимают попытки преодолеть дуализм Д. с. и социальной структуры (теория структурации Э. Гидденса, теория практики П. Бурдье и др.).
Важной разновидностью Д. с. является политическое действие, сутью которого является взаимодействие субъектов и объектов политики для достижения определённых целей как внутри, так и вне системы политической. В политич. теории политич. действие типологизируется в духе концепции Д. с., при этом главной его характеристикой выступает рациональность, проявляющая себя в двух осн. типах действия – в ценностно-рациональном и целенаправленном. Политич. действие обладает некоторыми специфич. формами, среди которых особое значение имеет политич. речь.
См. также Политическая социология.