Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РСОНС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 383-384

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПА́РСОНС (Parsons) Тол­котт (13.12.1902, Ко­ло­ра­до-Спрингс – 8.5.1979, Мюн­хен), амер. со­цио­лог, пред­ста­ви­тель струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма. Ро­дил­ся в се­мье про­тес­тант­ско­го свя­щен­ни­ка. Учил­ся в Амхер­ст­ском кол­лед­же (1920–24), за­тем изу­чал по­лит­эко­но­мию в Лон­дон­ской шко­ле эко­но­ми­ки (1924–25) и Гей­дель­берг­ском ун-те (1925–27). С 1927 до 1973 пре­по­да­вал со­цио­ло­гию и эко­но­мич. тео­рию в Гар­вард­ском ун-те (проф. с 1937), где тес­но со­труд­ни­чал с П. Со­ро­ки­ным, соз­дал шко­лу тео­ре­тич. со­цио­ло­гии. В 1949 был пре­зи­ден­том Амер. со­цио­ло­гич. ас­со­циа­ции.

От­тал­ки­ва­ясь от ра­бот М. Ве­бе­ра, Э. Дюрк­гей­ма, В. Па­ре­то и А. Мар­шал­ла, М. стре­мил­ся раз­ра­бо­тать тео­рию че­ло­ве­че­ско­го дей­ст­вия со­ци­аль­ного­ как са­мо­ор­га­ни­зую­щей­ся ди­на­мич­ной сис­те­мы, осн. ком­по­нен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся «дея­тель» (ин­ди­вид или груп­па, со­вер­шаю­щая дей­ст­вие) и «си­туа­ция» (со­во­куп­ность внеш­них фак­то­ров, оп­ре­де­ляю­щих сре­ду, в ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся дей­ст­вие). От­ли­чие со­ци­аль­но­го дей­ст­вия от био­ло­ги­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го П. ус­мат­ри­вал в его «во­люн­та­риз­ме» (ори­ен­та­ции дея­те­ля на собств. по­ни­ма­ние си­туа­ции), а так­же в на­ли­чии спе­ци­фич. ме­ха­низ­мов ре­гу­ля­ции дей­ст­вия – сим­во­ли­че­ских (язык, куль­ту­ра) и нор­ма­тив­ных (об­ще­зна­чи­мые нор­мы, цен­но­сти, пра­ви­ла). Мо­ти­ва­ция дей­ст­вия оп­ре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем у дея­те­ля стрем­ле­ния к удов­ле­тво­ре­нию кон­крет­ной по­треб­но­сти, а так­же его спо­соб­но­стью к ори­ен­та­ции – ког­ни­тив­ной (вы­де­ле­ние и клас­си­фи­ка­ция эле­мен­тов сре­ды), ка­тек­ти­че­ской (вы­яв­ле­ние эле­мен­тов сре­ды, зна­чи­мых для удов­ле­тво­ре­ния его по­треб­но­сти) и оце­ноч­ной (срав­не­ние этих эле­мен­тов с его пред­став­ле­ния­ми о фор­мах удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти). Оце­ни­вая по­след­ст­вия сво­его дей­ст­вия (т. е. тех вре­мен­ны́х из­ме­не­ний, ко­то­рые дей­ст­вие прив­не­сёт в си­туа­цию), дея­тель ста­вит пе­ред со­бой цель и осу­ще­ст­в­ля­ет её. На оцен­ку си­туа­ции и са­мо дей­ст­вие влия­ют имею­щие­ся у ка­ж­до­го из его уча­ст­ни­ков пред­став­ле­ния о по­ве­де­нии др. уча­ст­ни­ков («вза­им­ные ожи­да­ния»), сфор­ми­ро­ван­ные зна­чи­мы­ми для всех цен­но­стя­ми («внеш­ни­ми сим­во­ла­ми» – эта­ло­на­ми оцен­ки дей­ст­вия). В сис­те­ме че­ло­ве­че­ско­го дей­ст­вия, как и в рас­смот­ре­нии че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го су­ще­ст­ва, П. вы­де­лял че­ты­ре ас­пек­та: био­ло­гич. ор­га­низм, лич­ность (ин­ди­ви­ду­аль­ные пси­хич. чер­ты, по­треб­но­сти, эмо­ции, во­ля), со­ци­аль­ный субъ­ект (на­бор со­ци­аль­ных ро­лей, функ­ций, по­ве­денч. ожи­да­ний), субъ­ект, сфор­ми­ро­ван­ный куль­ту­рой (цен­но­сти, пред­поч­те­ния и т. п.).

Соз­дан­ная П. тео­рия дей­ст­вия по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие в рам­ках об­щей тео­рии сис­тем. В ра­бо­тах 1950-х гг. П. совм. с Э. Шил­зом сфор­му­ли­ро­вал на­бор осн. про­блем, важ­ных для су­щест­во­ва­ния лю­бой сис­те­мы: адап­та­ция к внеш­ней сре­де; дос­ти­же­ние оп­ре­де­лён­ных це­лей; ин­те­гра­ция (ли­к­ви­да­ция кон­флик­тов и сня­тие на­пря­же­ния ме­ж­ду эле­мен­та­ми сис­те­мы); вос­про­из­вод­ст­во (под­дер­жа­ние су­ще­ст­вую­щих от­но­ше­ний и ме­ха­низ­мов их ре­гу­ли­ро­ва­ния). В об­ще­ст­ве, по­ни­мае­мом П. как функ­цио­наль­ная сис­те­ма, адап­та­ция к сре­де обес­пе­чи­ва­ет­ся эко­но­мич. под­сис­те­мой, со­вме­ст­ное це­ле­до­сти­же­ние – по­ли­тич. под­сис­те­мой, ин­те­гра­ция – пра­во­вы­ми ин­сти­ту­та­ми и обы­чая­ми, вос­про­из­вод­ст­во – фор­ма­ми со­ци­аль­но зна­чи­мо­го зна­ния – ре­лиг. пред­став­ле­ния­ми, мо­ра­лью, нау­кой, а так­же ин­сти­ту­та­ми со­циа­ли­за­ции (се­мья, пер­вич­ные груп­пы, об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния). Куль­ту­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся в чис­то функ­цио­на­ли­ст­ском клю­че – как часть со­ци­аль­ной сис­те­мы, обес­пе­чи­ваю­щая струк­ту­ри­ро­ва­ние и су­ще­ст­во­ва­ние цен­но­ст­ных форм.

В ра­бо­тах 1960-х – нач. 1970-х гг. П. об­ра­тил­ся к ана­ли­зу эво­лю­ции об­ще­ст­ва, рас­смат­ри­вая её как по­сле­до­ват. про­цесс по­вы­ше­ния его адап­тив­ных спо­соб­но­стей, реа­ли­зую­щий­ся пре­ж­де все­го че­рез ус­лож­няю­щую­ся функ­цио­наль­ную диф­фе­рен­циа­цию в со­ци­аль­ной сис­те­ме (рас­про­стра­не­ние со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и групп, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на реа­ли­за­ции оп­ре­де­лён­ных функ­ций). С этой точ­ки зре­ния П. де­лил об­ще­ст­ва на «при­ми­тив­ные», «про­ме­жу­точ­ные» и «со­вре­мен­ные». Сме­ну «при­ми­тив­ных» (не знаю­щих диф­фе­рен­циа­ции) об­ществ «про­ме­жу­точ­ны­ми» (в ко­то­рых функ­цио­наль­ные под­сис­те­мы вы­де­ле­ны, но тес­но смы­ка­ют­ся друг с дру­гом) П. свя­зы­вал с по­яв­ле­ни­ем пись­мен­но­сти и со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. По­яв­ле­ние «со­вре­мен­ных» об­ществ (мо­дер­на) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­вёр­ты­ва­ни­ем ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, де­мо­кра­тии «из­би­ра­тель­но­го» ти­па, гос. бю­ро­кра­тии, уни­вер­са­ли­ст­ской пра­во­вой сис­те­мы, что зна­ме­но­ва­ло по­сле­до­ват. от­де­ле­ние эко­но­ми­ки от по­ли­ти­ки, ре­ли­гии от пра­ва, нау­ки от ре­ли­гии, вы­де­ле­ние са­мо­сто­ят. об­ра­зо­ват. ин­сти­ту­тов.

Пред­ло­жен­ная П. тео­рия дей­ст­вия ока­за­ла зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. Работы П. су­ще­ст­вен­но повлияли на не­оэво­лю­цио­низм.

Соч.: The social system. Glencoe, 1951; To­ward a general theory of action. Camb., 1951 (with E. Shils); Social structure and persona­lity. N. Y., 1964; Об­ще­тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы со­цио­ло­гии // Со­цио­ло­гия се­го­дня. М., 1965; Societies: evolutionary and comparative perspectives. Englewood Cliffs, 1966; Socio­logical theory and modern society. N. Y., 1967; Social systems and the evolution of action theory. N. Y., 1977; Сис­те­ма ко­ор­ди­нат дей­ствия и об­щая тео­рия сис­тем дей­ст­вия. Функ­цио­наль­ная тео­рия из­ме­не­ния. По­ня­тие об­ще­ст­ва // Аме­ри­кан­ская со­цио­ло­ги­че­ская мысль. М., 1996; Сис­те­ма со­вре­мен­ных об­ществ. М., 1998; О струк­ту­ре со­ци­аль­но­го дей­ст­вия. М., 2000.

Лит.: The social theories of T. Parsons: a criti­cal examination / Ed. M. Black. Carbondale, 1976; Alexander J. C. The modern reconstruc­tion of classical thought: T. Parsons. L., 1983; Holton R. J., Turner B. S. T. Parsons on eco­no­my and society. L.; N. Y., 1986; T. Parsons: Zur Aktualität eines Theorieprogramms / Hrsg. H. Staubmann, H. Wenzel. Wiesbaden, 2000; T. Parsons today: his theory and legacy in contemporary socio­logy / Ed. A. J. Trevinõ. Lanham, 2001; Gerhardt U. The social thought of T. Parsons: methodology and Ame­rican ethos. Farnham, 2011.

Вернуться к началу