ГИ́ДДЕНС
-
Рубрика: Социология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́ДДЕНС (Giddens) Энтони (р. 18.1.1938, Эдмонтон, р-н Большого Лондона), англ. социолог. Образование получил в ун-те г. Халл (графство Йоркшир, 1956–59) и в Лондонской школе экономики и политич. наук (1959–61). Преподавал в ун-тах г. Лестер (Великобритания, 1961–70), Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада, 1967–68), Калифорнийском (Лос-Анджелес, США, 1968–1969), в Королевском колледже Кембриджа (1970–96, проф. с 1986). C 1985 директор издательств «Polity-Press Ltd.» и «Blackwell-Polity Ltd.», с 1989 – Центра социальных исследований (Лондон). В 1997–2003 директор Лондонской школы экономики и политич. наук. Чл. ряда иностр. академий, включая РАН (1999). Советник брит. премьер-мин. Э. Ч. Л. Блэра (с 1997), защитник и интеллектуальный лидер концепции «третьего пути», совмещающей либеральную и социал-демократич. традиции. С 2004 пэр, член Палаты лордов. Осн. труды переведены более чем на 30 языков мира.
Г. – социолог-теоретик, предпринявший попытку синтеза осн. парадигм социологич. теории, исследователь процессов глобализации. Первое направление его науч. интересов связано с интерпретацией классич. социологич. теорий (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер), в частности классового анализа и классовой структуры применительно к обществ. устройству 20 в. Базовая идея Г. состоит в том, что социальная теория нуждается в систематич. преобразовании и переосмыслении в связи с изменениями в условиях существования общества и самого общества. Второе направление – проблематика теории действия, соотношения деятельности и структуры. Критически осмысляя интерпретативную социологию и структурный функционализм, Г. выдвигает структурации теорию, гл. тезис которой утверждает: социальные системы формируются через взаимозависимость институтов и социального действия. Институты не только ограничивают, но и открывают возможности для действия, а индивиды и коллективные агенты своей активностью создают, воспроизводят и модифицируют условия (в т. ч. институциональные) человеческой деятельности. Третье направление – размышления о состоянии социальной теории, социологич. анализ обществ современного типа, а также критика постмодернизма как социальной теории. В центре его внимания – проблемы гипердинамизма обществ современного типа, специфика трансформации традиц. обществ в модерные в условиях глобализации, рисков и неравномерного экономич. развития, высвобождение социальных институтов из местных контекстов и преодоление ими пространственных, временны́х и мн. культурных ограничений, а также феномен «рефлексивности модерна». Последняя определяется как реализованная в социальных институтах способность к «регулярному знанию», способность целенаправленно и систематически руководствоваться знаниями о человеке, обществе, контексте и текущих условиях его существования при принятии решений и преобразовании человеческой активности.