ХО́РКХАЙМЕР МАКС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХО́РКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (14.2.1895, Штутгарт – 7.7.1973, Нюрнберг), нем. философ и социолог, ведущий представитель франкфуртской школы. В 1919–22 учился в ун-тах Мюнхена, Франкфурта-на-Майне (у неокантианца Х. Корнелиуса) и Фрайбурга (у Э. Гуссерля). Приват-доцент (1925) и проф. (1930–33 и с 1949, ректор в 1951–53) ун-та во Франкфурте-на-Майне, директор (1931–53, 1953–1959) франкфуртского Ин-та социальных исследований (в 1934–50 ин-т находился в Нью-Йорке). В 1934–49 в эмиграции в США, проф. социологии Колумбийского ун-та. В 1945–49 организовал и разработал широкую программу исследований нац. и расовых предрассудков (издатель серии публикаций «Studies in prejudice», vol. 1–5).
В развитой Х. в 1930-х гг. критической теории общества Марксова критика политич. экономии сочетается с идеями гегелевской диалектики, психоанализа З. Фрейда, а также этики сострадания А. Шопенгауэра. В центре внимания Х. – проблемы историч. антропологии, прежде всего критич. анализ «социального характера» как сложившейся системы реакций, играющей, по Х., решающую роль в поддержании изживших себя обществ. систем. Рассматривая авторитет как одну из осн. историч. категорий, Х. исследует его «интериоризацию» в структуре характера, осуществляющуюся через посредство семьи, Церкви и разл. социальных ин-тов и выражающуюся в добровольном подчинении существующим обществ. установлениям (Studien über Autorität und Familie. P., 1936. S. 3–77). Х. также анализирует роль семьи как первичного проводника обществ. авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему, противоречия существования семьи в буржуазном обществе (как «феодального» института, основанного на принципе «крови») и кризис её в совр. индустриальном обществе; ослабление конкретных эмоциональных отношений внутри семьи – один из источников формирования «авторитарного характера» (Authoritarianism and the family today // The family: its function and destiny. N. Y., 1959. P. 381–398).
Созданная в 1944 совм. с Адорно «Диалектика просвещения» («Dialektik der Aufklärung», 1947, рус. пер. 1997) явилась программным выражением филос.-социологич. идей франкфуртской школы. В ней даётся критич. анализ внутр. противоречий «просвещения», понимаемого в широком смысле как процесс рационального овладения природой, прослеживаемый от античных истоков европ. цивилизации вплоть до реализованной в 20 в. (прежде всего в США) всеохватывающей «индустрии культуры» с единообразием её стандартизованной продукции и «всевластием стереотипов» в организованной ею «практике развлечений», благодаря которой осуществляется манипулирование массовым сознанием («торжество технологического разума над истиной»). К этому труду примыкает соч. Х. «Затмение разума» («The eclipse of reason», 1947, рус. пер. 2011).
В статьях и выступлениях послевоенных лет Х. выступал с критикой массовой культуры и складывающихся в её лоне разл. форм «ложного сознания», отмечал многочисл. черты стагнации и регресса совр. индустриального общества, обусловленные его тенденцией к тотальному управлению (которое Х. отличает от «тоталитарного», т. е. осуществляющегося с помощью террора) и связанному с этим исчезновению свободной инициативы. Сознание неизбежности этой тенденции приводило Х. к пессимистич. выводам: задачу социальной теории и практики он видел теперь лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определённых культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критич. социологии восходящую к теологич. истокам внутр. «устремлённость к иному», Х. исходил при этом из принципиальной невозможности к.-л. позитивного изображения идеала (подобно отсутствию образа Бога в иудаизме, вытекающему из его абсолютной трансцендентности).