КРИТИ́ЧЕСКАЯ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИТИ́ЧЕСКАЯ ТЕО́РИЯ общества, название, данное представителями франкфуртской школы своей версии неомарксизма.
Понятие К. т., сложившейся, в частности, под влиянием работ Д. Лукача и К. Корша 1920-х гг., было сформулировано в программной статье М. Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» (1937), где типу науч. знания, восходящему в своих методологич. установках к философии Р. Декарта (разделение субъекта и объекта исследования, свободное от к.-л. оценки «нейтральное» описание фактов и т. п.), был противопоставлен «критический» подход в смысле развитой К. Марксом «диалектической критики политической экономии» (Horkheimer M. Kritische Theorie. Eine Dokumentation. Fr./M., 1968. Bd 2. S. 155). Если традиц. теория, реализующаяся в спец. науках, упорядочивает данные наблюдения и организует опыт в контексте проблем, связанных с воспроизведением жизни в рамках сложившейся социальной системы, то К. т., ставящая себе практич. цель «эмансипации» человека от порабощающих его отношений, рассматривает общество как целое в конкретную эпоху монополистич. капитализма в перспективе его возможного преобразования и «разумного устроения» как предпосылки «свободного развития индивидов» [значение гегелевской «философии разума» для К. т. было акцентировано в статье Г. Маркузе «Философия и критическая теория» (1937) и затем развёрнуто в его кн. «Разум и революция: Гегель и становление социальной теории» (1941, рус. пер. 2000)]. Представление о пролетариате как субъекте такого преобразования, сохранявшееся в кругах левой интеллигенции вплоть до нач. 1930-х гг. и прихода к власти в Германии национал-социалистов и ставшее к сер. 1930-х гг. весьма проблематичным (характерен выпад Хоркхаймера против концепции «классового сознания» у Лукача), сменилось в дальнейшем констатацией интеграции пролетариата в существующие системы «управляемого» индустриального общества. Обращение к психоанализу З. Фрейда в работах Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, Маркузе было связано с выявлением социально-психологич. механизмов такой интеграции и критич. исследованием деформаций личности и стереотипов сознания, формирующихся в лоне стандартизованной массовой культуры (анализ «авторитарной личности» как психологич. предпосылки фашизма и т. п.). Начиная с 1940 происходит осознание неадекватности Марксовой теории для понимания сложившегося в 20 в. «государственного капитализма» и «авторитарного государства» с его безраздельным господством бюрократии над экономикой и обществом и мощной технократич. системой манипулирования сознанием индивида (в работе «Авторитарное государство», 1942, Хоркхаймер признал справедливость критики социализма у Ф. Ницше). Осн. темой становится теперь критика зап. цивилизации как попытка ответить на вопрос «почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового типа варварства» (Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. С. 8). В центре этой критики – внутр. противоречия историч. процесса «рационализации», превращение «разума» в инструмент господства над людьми и природой, социально-антропологич. последствия технологич. прогресса в условиях тотального «администрирования», сопровождающегося деградацией самого человека («Затмение разума» Хоркхаймера, 1947; «Одномерный человек» Маркузе, 1964, рус. пер. 1994, и др.).
Актуализация К. т. во 2-й пол. 20 в. связана прежде всего с протестным студенч. движением в Европе в кон. 1960-х гг. (хотя сам М. Хоркхаймер высказался против «необдуманного и догматического применения» К. т. к практике). Воздействие К. т. испытали представители леворадикальной социологии (Ч. Р. Миллс и др.). Ю. Хабермас, переосмысляя проблематику К. т., противопоставил «инструментальной рациональности» с её установкой на господство «коммуникативную рациональность», ориентированную на взаимопонимание между людьми.