МАРКУ́ЗЕ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРКУ́ЗЕ (Marcuse) Герберт (19.7.1898, Берлин – 29.7.1979, Штарнберг, Германия), нем. и амер. философ, представитель франкфуртской школы. Родился в зажиточной евр. семье. В годы 1-й мировой войны служил в армии, был близок к левым социал-демократам, в 1918 избран в Совет солдатских депутатов. В 1919–22 учился в ун-тах Берлина и Фрайбурга. Испытал влияние М. Хайдеггера, ассистентом которого он был во Фрайбурге с 1928 (идея «конкретной философии», дис. «Онтология Гегеля и теория историчности» – «Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit», 1932), антибуржуазных идей раннего Д. Лукача, «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» К. Маркса, опубликованных в 1932 (концепция отчуждения как характеристика существования человека в капиталистич. обществе). В 1933 эмигрировал в Женеву, в 1934 – в США. Сотрудник находившегося в эмиграции Франкфуртского ин-та социальных исследований (с 1933), наряду с М. Хоркхаймером участвовал в разработке критической теории общества. В кн. «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» («Reason and revolution: Hegel and the rise of social theory», 1941, рус. пер. 2000) акцентировал критич. потенциал философии Г. В. Ф. Гегеля, связь её с Франц. революцией 18 в. и с марксизмом, в противовес позитивизму О. Конта и его последователей.
В США в 1943–45 работал в разведывательном Управлении стратегич. служб, в 1945–51 в аналитич. подразделениях Госдепартамента, участвовал в разработке планов денацификации Германии. В 1952–55 сотрудник Рус. ин-та при Колумбийском ун-те и Рус. исследовательского центра в Гарварде. В 1954–65 проф. в Ун-те Брандейса (Массачусетс), в 1965–76 проф. Калифорнийского ун-та (Сан-Диего).
В соч. «Эрос и цивилизация» («Eros and civilization: a philosophical inquiry to Freud», 1955, рус. пер. 1995) М. дал социально-критическую интерпретацию осн. идей психоанализа З. Фрейда, в противовес «репрессивной цивилизации», подавляющей чувственную и витальную стороны человеческого существования, требовал освобождения сексуальности от прежних культурных и социальных табу. Книга М. «Советский марксизм» («Soviet Marxism: a critical analysis», 1958) содержала критич. анализ сов. общества и его офиц. идеологии. В центре работы «Одномерный человек» («One-dimensional man: studies in ideology of advanced society», 1964, рус. пер. 1994) – дегуманизирующий характер современного индустриального общества. Развивая идеи «Диалектики Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, М. подверг критике систему культурной индустрии, формирующую ложные потребности, а также филос. концепции, способствующие стабилизации наличного порядка (от Л. Витгенштейна до неопозитивизма и нем. филос. антропологии 20 в.). По отношению к всеохватывающей социальной и культурной системе позднего капитализма М. проповедовал позицию абсолютного отрицания – тотального «великого отказа». В условиях интеграции в эту систему рабочего класса подлинно революц. субъектом у М. становятся теперь маргиналы: безработные, эмигранты, граждане «третьего мира», студенты, нац. меньшинства и т. д. («Репрессивная толерантность» – «Repressive tolerance», 1965). В 1968–69 М. поддерживал движение против войны во Вьетнаме и студенч. протесты в США и Европе, его часто считали вдохновителем и даже идеологом этих выступлений; однако его оценка их была достаточно сдержанной: предостерегая против превращения леворадикальных идей в новый вариант принудит. ортодоксии, М. главным считал изменение не столько внешних отношений господства, сколько трансформацию сознания, в структурах которого эти отношения закреплены («Эссе об освобождении» – «An essay on liberation», 1969; «Контрреволюция и бунт» – «Counterrevolution and revolt», 1972). В работе «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» («The aesthetic dimension: toward a critique of Marxist aesthetics», 1978) М., отстаивая освободит. миссию искусства, видел её не в идеологич. направленности, а в эстетич. опыте воображения, запечатлённом в произведениях «высокой» классики и авангарда, независимом от повседневной реальности «репрессивного» общества и противостоящем ей. В 1960–70-е гг. М. активно поддерживал сторонников вост.-европ. неомарксизма, критически настроенных по отношению к сталинской модели гос. социализма (школа «Праксиса» в Югославии и др.). Оказал влияние на становление социальной философии Ю. Хабермаса.