МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС (греч. μιϰρόϰοσμος – малый мир и μαϰρόϰοσμος – большой мир), человек и Вселенная, учение о параллелизме которых является одной из древнейших натурфилософских концепций. Такова космогонич. мифологема «вселенского прачеловека» (инд. Пуруша в Ведах, сканд. Имир в «Эдде», кит. Пань-гу; ср. евр. Адам Кадмон), из плоти которого возникла земля, из костей – камни, из крови – реки, из волос – деревья, из дыхания – ветер и т. д. В демифологизированном виде аналогия М. и м. присутствует в натурфилософии досократиков, особенно в традиции космологич. биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский), а также у Демокрита, у которого впервые встречается сочетание μιϰρòς ϰόσμος («человек – это малый мир»), затем в «Тимее» Платона и с особенной последовательностью (вплоть до представления о мировом «семени») – в стоич. концепции космоса как живого организма. Один из самых ярких образцов параллелизма М. и м. – псевдогиппократовский трактат «О седмицах» (гл. 1–12), обнаруживающий в этом отношении разительное сходство с пехлевийским космогонич. трактатом «Бундахишн» (9 в., основан на утраченной части «Авесты»).
Аналогия между М. и м. амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к микрокосмосу (в человеке нет ничего, кроме космич. элементов) она может вести к натуралистич. антропологии и растворению человека в космосе (таков, очевидно, вариант Демокрита); при аргументации от микрокосмоса к макрокосмосу нередко постулируется космич. «душа» или «ум» (Гераклит, Анаксагор, Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным панкосмич. богом («то же место, что в этом мире бог, занимает в человеке душа, что в мире материя, то в нас – тело», Сенека, Письмо 65); при этом познание мира или божества нередко выступает как самопознание (уже у Гераклита); в неоплатонизме космос растворяется в «душе», а «душа» – в «уме».
Идея человека как микрокосмоса, отражающего в себе универсум, спорадически возникает в греч. патристике – у Немесия Эмесского («О природе человека» I 14), Григория Нисского («О душе и воскресении») и Григория Богослова (Orat. 34; здесь, по-видимому, впервые – сам термин «микрокосм»), у Боэция, а также у Иоанна Скота Эриугены; однако последовательный параллелизм М. и м., чреватый еретич. пантеизмом, остаётся за пределами осн. ортодоксальных ср.-век. систем. Чисто платонич. характер имеет космогония Бернарда Сильвестра (см. Шартрская школа), изложенная в трактате «De mundi universitate libri duo, sive Megacosmus et Microcosmus» (сер. 12 в.). К психологизиров. варианту параллелизма М. и м. приближаются видения Хильдегарды Бингенской (12 в.), в которых устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями индивида. Мистич. характер носят концепции М. и м. в ср.-век. евр. философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика – ок. 1140).
В эпоху Возрождения идея М. и м. переживает свой последний расцвет. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), принимает форму гилозоистич. панпсихизма в натурфилософии Дж. Кардано, Т. Кампанеллы (De sensu rerum I 10) и Дж. Бруно; пронизывает всю традицию нем. мистики от Экхарта и Николая Кузанского до В. Вейгеля (особенно трактат «Познай себя...» – «Erkenne dich selbst. Zeiget und weiset dahin, dass der Mensch sey ein Microcosmus...», 1615) и Я. Бёме («Mysterium magnum», 1640), присутствует в медико-магико-алхимич. оккультизме Агриппы Неттесгеймского (De осculta philosophia III 38) и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» – Paragran С 2), а у их англ. коллеги Р. Фладда («Обоих космосов, сиречь великого и малого... история», 1617) противостоит новой картине мира, созданной И. Кеплером, П. Гассенди и др. В эпоху механицизма 17–18 вв. биоморфно-анимистич. учение о М. и м. изгоняется за пределы науч. знания, но в то же время Г. В. Лейбниц (вслед за Николаем Кузанским, Плотином и принципом Анаксагора «всё во всём») придал онтологич. статус понятию микрокосмоса в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения о М. и м. наблюдается в нем. неогуманизме (И. Г. Гердер, И. В. Гёте) и романтизме с кульминацией в учении А. Шопенгауэра о мировой (макрокосмич.) воле, затем в теософии кон. 19 – нач. 20 вв. – с подчёркиванием эволюц. параллелизма, в концепции взаимоподобия человека и природы у П. А. Флоренского и др. представителей т. н. рус. космизма (Н. Ф. Фёдоров, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский и др.).