ИБН ГЕБИРО́ЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБН ГЕБИРО́ЛЬ (Габироль) Соломон (Шеломо) бен Иегуда (араб. имя – Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джабируль) [ок. 1021, Малага – ок. 1055 или 1058, Валенсия (?)], евр. поэт и философ. Писал на иврите (стихи) и араб. яз. (трактаты). Вскоре после рождения И. Г. его семья переселилась в Сарагосу; он рано лишился отца, но благодаря покровительству мецената Йекутиэля ибн Хасана смог получить разностороннее образование и целиком посвятить себя поэзии и философии. Тяжёлая болезнь, от которой И. Г. страдал всю жизнь, сказалась на его мироощущении и характере. Смерть Йекутиэля ввергла И. Г. в бедность; конфликты с сарагосской общиной вынудили его переселиться в Гранаду, затем после продолжит. странствий он поселился в Валенсии.
Поэтич. дарование проявилось у И. Г. рано, уже в 16-летнем возрасте к нему пришла известность. Проникнутые горечью и трагизмом стихи И. Г. на иврите, как религиозные, так и светские, отличаются безупречностью языка, законченностью формы, изысканностью метафор. Многие из стихов религ. тематики (молитвы, гимны, элегии и др.) вошли в сефардскую, ашкеназскую и караимскую литургии. И. Г. – один из первых, кто ввёл в синагогальную поэзию строгое метрич. стихосложение, основанное на чередовании слогов с полными и редуцированными гласными; в его стихах преобладает сквозная рифма. Вершиной творчества И. Г. считается религ.-филос. поэма «Царская корона» («Кетер малхут»), которая содержит его учение о Боге, Божеств. воле и сотворённой ею Вселенной, образованной из соединения формы и материи. В сохранившейся не полностью дидактич. поэме «Ожерелье» («Анак»; ок. 1040), составленной из акростихов, И. Г. излагает евр. грамматику. Светская поэзия И. Г. представлена стихотворениями привычных для арабско-евр. традиции жанров. Большинство его стихов – касыды в честь покровителей; введения к ним часто описывают природу, разнообразие которой сравнивается со щедростью мецената. До нас дошли также элегии на смерть Йекутиэля, из которых самая блестящая – «Во дни Йекутиэля, что иссякли» («Биме Йекутиэль ашер нигмару»).
Главный филос. труд И. Г. – трактат, не сохранившийся в араб. оригинале, но полностью переведённый на лат. яз. под назв. «Источник жизни» («Fons vitae»). В ср.-век. Европе, где он получил широкое распространение, его автором долгое время считался некий христианский или мусульм. философ по имени Авицеброн (Avicebron). Сохранился частичный перевод с араб. яз. на иврит («Мекор хаим»). Лишь в 19 в. при сравнении лат. и ивритского текстов была установлена тождественность Авицеброна и И. Г. Трактат написан в форме диалога учителя и ученика. Согласно И. Г., Бог, единый и неделимый, есть первая субстанция, «источник жизни». Он непостижим в своей сущности, человек может познавать только деяния Божественной воли. Форма и материя присутствуют на всех уровнях сотворённого мира, иерархия которого (Ум – Душа – Природа в их последоват. нисхождении) описывается с помощью неоплатонич. понятия эманации. При этом первичная «универсальная материя» представляет собой всеобщий субстрат не только телесного, но и умопостигаемого мира. Отсутствие в трактате специфической евр. терминологии и отсылок к Библии, Талмуду и мидрашам привело к неприятию идей И. Г. в евр. среде; в то же время «Источник жизни» оказал влияние на представителей европ. схоластики.
В написанном И. Г. в 1045 трактате «Книга улучшения моральных качеств» [«Китаб ислах ал-ахлак»; в евр. переводе Иегуды ибн Тиббона – «Исправление свойств души» («Тиккун миддот ха-нефеш»)] излагается этич. система И. Г., согласно которой моральные принципы находятся вне сферы религ. догматов. И. Г. рассуждает о тесной взаимозависимости между этикой и психофизич. свойствами человека, о тяготении каждого из пяти чувств к определённым добродетелям или соответствующим им порокам.