ФО́РМА И МАТЕ́РИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́РМА И МАТЕ́РИЯ [греч. εἶδος (ἰδέα, μορφή) ϰαι ὕλη, лат. пер. forma et materia], в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» – архе), бытия. Др. синонимы формы-эйдоса (помимо ἰδέα, μορφή) у Аристотеля: логос, οὐσία – «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин τὸ τί ἦν εἶναι – «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quiditas – «чтойность»). Теория Ф. и м. впервые разработана Аристотелем в 1-й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» (γένεσις) в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат (ὑλη, ὕποϰείμενον), форма (εἶδος), лишённость формы (στέρησις). Становление протекает не от абсолютного небытия к бытию, но от акцидентального небытия-чем («Сократ необразован») к положительному обладанию (ἕξις) эйдосом («Сократ образован»), причём субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Ф. и м. – имманентные структурные элементы (στοιχεῖα ) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто; таковой обладает только результат их синтеза – «целостность» (τὸ σύνολον). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции (см. Возможность и действительность): материя есть потенция формы, а форма – актуализация (см. Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. и м. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды и оба раза в пользу «формы»: в космологии – признанием трансцендентного ума-нуса – перводвигателя, в антропологии – признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности – «активного ума». В теории элементов «каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи» («О небе» 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху.
В ср.-век. философии наиболее распространённой была концепция Ф. и м., разработанная в сочинениях Дионисия Ареопагита и имеющая неоплатонич. корни, но исходящая из библейского представления о сотворении мира «из ничего»: формы-прообразы существуют в уме Бога, материя не вечна и не существует до формы. В результате распространения аристотелевского понимания Ф. и м. в арабском (с 9 в.), а затем в европ. мире (13 в.) возникают дискуссии об индивидуации, о множественности и единстве субстанциальных форм и др. Ибн Сина вводит понятие «формы телесности», или «общей формы», первой формы, предшествующей другим и делающей материю телом, обладающим определёнными количественными измерениями, поскольку неопределённая материя не может быть основой для различия индивидов. Согласно же Ибн Рушду, один субъект может обладать только одной субстанциальной формой, основанием индивидуации он считал «материю с неопределёнными измерениями». В созданной Ибн Гебиролем концепции «универсального гилеморфизма» все сотворённые вещи, в т. ч. и духовные субстанции, состоят из Ф. и м. (этой концепции придерживались Бонавентура, Р. Бэкон, Дж. Пеккам и др., её подверг критике Фома Аквинский). Учение об универсальном гилеморфизме явилось основой для теории множественности сущностных форм, позволявшей объяснять в физике – процесс смены форм, в антропологии – наличие в человеческой душе разл. потенций, в христологии – статус тела Христа в период между смертью и воскресением. Теория единственности субстанциальной формы, выдвинутая Иоанном Бландом в 1230, получила развитие у Фомы Аквинского и его последователей: одно сущее оформляется одной сущностной формой, при этом более высокая форма, напр. интеллектуальная душа человека, может выполнять действия более низших форм. В отличие от традиц. понимания материи как чистой потенции, Иоанн Дунс Скот (и вслед за ним У. Оккам) считал материю актуальной сущностью и полагал, что Бог может сотворить материю и без формы. Оккам, признавая реальное существование только индивидуальных вещей, отрицал наличие универсальных форм как в вещах, так и в божественном уме. См. также ст. Материя и лит-ру при ней.