Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИЛЬДЕГА́РДА БИ́НГЕНСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Р. Ненарокова; С. Н. Лебедев (музыка)

ХИЛЬДЕГА́РДА БИ́НГЕНСКАЯ (Hilde­gard von Bingen) (16.9.1098, Бер­мерс­хайм, ны­не в фе­де­раль­ной зем­ле Рейн­ланд-Пфальц – 17.9.1179, мон. Ру­пертс­берг близ Бин­ге­на, ны­не в фе­де­раль­ной зем­ле Рейн­ланд-Пфальц; мо­щи в мон. Ай­бин­ген, ны­не в при­го­ро­де г. Рю­дес­хайм-ам-Райн, фе­де­раль­ная зем­ля Гес­сен), нем. мо­на­хи­ня-бе­не­дик­тин­ка, пи­са­тель­ни­ца, ком­по­зи­тор, учё­ный. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи, с 1106 вос­пи­ты­ва­лась мо­на­хи­ней Ю. фон Шпон­хайм, с ко­то­рой в воз­рас­те 14 лет по­се­ли­лась в ски­ту при мон. Ди­зи­бо­ден­берг (близ Бин­ге­на). Ос­но­ва­ла мо­на­сты­ри Ру­пертс­берг (1150) и Ай­бин­ген (1165). В 42 го­да на­ча­ла за­пи­сы­вать собств. ви­де­ния, на ос­но­ва­нии ко­то­рых воз­ник­ли её гл. бо­го­слов­ские тру­ды «По­зна­ние пу­тей Гос­под­них» («Scivias Domini», созд. в 1142–51), «Кни­га о до­сто­ин­ст­вах жиз­ни» («Liber vitae meri­to­rum», 1158–63), «Кни­га о Бо­же­ст­вен­ных тво­ре­ни­ях» («Liber divinorum ope­rum», 1163–73). Муз. сочи­не­ния Х. Б. пре­вос­ход­но со­хра­ни­лись в ру­ко­пи­сях 12–13 вв. Они за­фик­си­ро­ва­ны в т. н. го­ти­че­ской но­тации (нем. раз­но­вид­ность не­вмен­ной; см. в ст. Не­вмы), вы­со­та зву­ка уве­рен­но рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся бла­го­да­ря цвет­ным клю­че­вым ли­ней­кам. Ав­тор ли­тур­ги­че­ской дра­мы «Дей­ст­во о доб­ро­де­те­лях» («Ordo virtutum», ок. 1151) и св. 70 отд. мо­но­дич. цер­ков­ных рас­пе­вов (со­бра­ние в ори­ги­на­ле оза­глав­ле­но как «Sym­phonia armoniae celestium revelationum» – «Гар­мо­ни­че­ская сим­фо­ния не­бес­ных от­кро­ве­ний»); всё – на её собств. лат. не­риф­мо­ван­ные сти­хи. В «Дей­ст­ве о доб­ро­де­те­лях» 17 жен­ских пар­тий (Ду­ша че­ло­ве­че­ская, Сми­ре­ние, Це­ло­муд­рие, Тер­пе­ние, По­ви­но­ве­ние, Страх Бо­жий и др.) и од­на муж­ская – раз­го­вор­ная (Дья­вол; от­сут­ст­вие му­зы­ки у это­го пер­со­на­жа сим­во­лич­но и ого­во­ре­но в осо­бой ав­тор­ской ре­мар­ке). Отд. рас­пе­вы по тра­ди­ции клас­си­фи­ци­ру­ют­ся со­глас­но сет­ке жан­ров ка­то­лич. оф­фи­ция и мес­сы (ан­ти­фо­ны, рес­пон­со­рии, се­к­вен­ции, гим­ны), од­на­ко их ме­ло­ди­ка, гар­мо­ния, фор­ма не по­хо­жи на тра­диц. гри­го­ри­анские рас­пе­вы, они не об­на­ру­жи­ва­ют при­выч­ных для гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла ме­ло­дич. фор­мул, ре­пер­кусс и др. ка­те­го­рий и функ­ций. Про­блем­ны­ми ос­та­ют­ся и «ли­тур­ги­че­ские» во­про­сы: ка­ким об­ра­зом раз­вёр­ну­тые, пыш­но ук­рашен­ные ме­лиз­ма­ми рас­пе­вы Х. Б. вклю­ча­лись в нор­ма­тив­ную служ­бу; как столь са­мо­быт­ные (по вы­ра­же­нию Б. Холь­син­ге­ра, «го­мо­эро­тич­ные») сти­хи со­че­та­лись с мо­лит­ва­ми (ха­рак­тер­но, что в совр. ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке пье­сы Х. Б. ши­ро­ко ис­пол­ня­ют­ся вне ли­тур­гич. кон­тек­ста как са­мо­дос­та­точ­ные «кон­церт­ные» опу­сы). По­свя­щён­ная лин­гвис­тич. про­бле­мам кни­га Х. Б. «Язык не­знае­мый» («Lingua ignota») – од­на из ран­них по­пы­ток соз­да­ния «иде­аль­но­го» язы­ка. На­сле­дие Х. Б. вклю­ча­ет так­же за­пи­си про­по­ве­дей (1160–70-е гг.), жи­тия свя­тых, пе­ре­пис­ку (в т. ч. с Фрид­ри­хом I Бар­ба­рос­сой, па­па­ми Ев­ге­ни­ем III, Ана­ста­си­ем IV и др.), мед. и ес­те­ст­вен­но-на­уч. трак­та­ты, в т. ч. «Кни­га о внут­рен­ней сущ­но­сти раз­лич­ных при­род­ных соз­да­ний» («Liber subtilitatum diversa­rum naturarum creaturarum»).

Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью при­чис­ле­на к учи­те­лям Церк­ви (2012). День па­мяти – 17 сен­тяб­ря.

Соч.: [В кн.:] Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры X–XII вв. М., 1972; An anthology. L., 1990; The «Ordo virtutum»: Critical studies / Ed. A. E. Davidson. Ka­la­ma­zoo, 1992.

Лит.: Holsinger B. The flesh of the voice: Embodiment and the homoerotics of devotion in the music of Hildegard of Bingen // Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1993. Vol. 19; Flanagan S. Hildegard of Bingen: A visionary life. 2nd ed. L.; N. Y., 1998; Voice of the living light: Hildegard of Bingen and her world. L., 1998; Beuys B. Denn ich bin krank vor Liebe: Das Leben der Hildegard von Bingen. Münch.; W., 2001; Stühlmeyer B. Die Gesänge der Hildegard von Bingen: Eine musikologische, theologische und kulturhisto­rische Untersuchung. Hildesheim, 2003; Пер­ну Р. Хиль­де­гар­да Бин­ген­ская. М., 2014.

Вернуться к началу