ХИЛЬДЕГА́РДА БИ́НГЕНСКАЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИЛЬДЕГА́РДА БИ́НГЕНСКАЯ (Hildegard von Bingen) (16.9.1098, Бермерсхайм, ныне в федеральной земле Рейнланд-Пфальц – 17.9.1179, мон. Рупертсберг близ Бингена, ныне в федеральной земле Рейнланд-Пфальц; мощи в мон. Айбинген, ныне в пригороде г. Рюдесхайм-ам-Райн, федеральная земля Гессен), нем. монахиня-бенедиктинка, писательница, композитор, учёный. Из аристократич. семьи, с 1106 воспитывалась монахиней Ю. фон Шпонхайм, с которой в возрасте 14 лет поселилась в скиту при мон. Дизибоденберг (близ Бингена). Основала монастыри Рупертсберг (1150) и Айбинген (1165). В 42 года начала записывать собств. видения, на основании которых возникли её гл. богословские труды «Познание путей Господних» («Scivias Domini», созд. в 1142–51), «Книга о достоинствах жизни» («Liber vitae meritorum», 1158–63), «Книга о Божественных творениях» («Liber divinorum operum», 1163–73). Муз. сочинения Х. Б. превосходно сохранились в рукописях 12–13 вв. Они зафиксированы в т. н. готической нотации (нем. разновидность невменной; см. в ст. Невмы), высота звука уверенно расшифровывается благодаря цветным ключевым линейкам. Автор литургической драмы «Действо о добродетелях» («Ordo virtutum», ок. 1151) и св. 70 отд. монодич. церковных распевов (собрание в оригинале озаглавлено как «Symphonia armoniae celestium revelationum» – «Гармоническая симфония небесных откровений»); всё – на её собств. лат. нерифмованные стихи. В «Действе о добродетелях» 17 женских партий (Душа человеческая, Смирение, Целомудрие, Терпение, Повиновение, Страх Божий и др.) и одна мужская – разговорная (Дьявол; отсутствие музыки у этого персонажа символично и оговорено в особой авторской ремарке). Отд. распевы по традиции классифицируются согласно сетке жанров католич. оффиция и мессы (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), однако их мелодика, гармония, форма не похожи на традиц. григорианские распевы, они не обнаруживают привычных для григорианского хорала мелодич. формул, реперкусс и др. категорий и функций. Проблемными остаются и «литургические» вопросы: каким образом развёрнутые, пышно украшенные мелизмами распевы Х. Б. включались в нормативную службу; как столь самобытные (по выражению Б. Хольсингера, «гомоэротичные») стихи сочетались с молитвами (характерно, что в совр. исполнительской практике пьесы Х. Б. широко исполняются вне литургич. контекста как самодостаточные «концертные» опусы). Посвящённая лингвистич. проблемам книга Х. Б. «Язык незнаемый» («Lingua ignota») – одна из ранних попыток создания «идеального» языка. Наследие Х. Б. включает также записи проповедей (1160–70-е гг.), жития святых, переписку (в т. ч. с Фридрихом I Барбароссой, папами Евгением III, Анастасием IV и др.), мед. и естественно-науч. трактаты, в т. ч. «Книга о внутренней сущности различных природных созданий» («Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum»).
Римско-католич. церковью причислена к учителям Церкви (2012). День памяти – 17 сентября.