Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОФФИ́ЦИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (музыка), А. А. Ткаченко

ОФФИ́ЦИЙ (лат. officium), в бо­го­слу­же­нии Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви об­щее на­име­но­ва­ние служб су­точ­но­го кру­га. Тер­мин «О.» поя­вил­ся, ве­ро­ят­но, в 6 в. На­ря­ду с ним, в ис­точ­ни­ках упот­реб­ля­ют­ся вы­ра­же­ния «де­ло Бо­жие» (opus Dei), «цер­ков­ное по­сле­до­ва­ние» (cursus ec­cle­siasticus) и «ка­но­ни­че­ские ча­сы» (horae canonicae). Осн. эле­мен­ты О. сфор­ми­ро­ва­лись в пе­ри­од позд­ней ан­тич­но­сти. Яд­ро О. со­став­ля­ют: ут­ре­ня, или по­луноч­ная служ­ба (matutinum, или ma­tu­tinae); хва­ле­ния (laudes; лау­ды), или мо­лит­вы на за­ре; 3, 6 и 9-й ча­сы (tertia, sexta, nona); ве­чер­ня (vesperae, или lu­cernarium); по­ве­че­рие (completorium; ком­пле­то­рий). Позд­нее к ним до­ба­ви­лась служ­ба 1-го ча­са (prima). Ес­ли со­вер­ша­ет­ся все­нощ­ное бде­ние, то ут­ре­ня раз­де­ля­ет­ся на т. н. нок­тур­ны (nocturni, или nocturna). В сред­ние ве­ка в при­ход­ском бо­го­слу­же­нии все эти служ­бы бы­ло при­ня­то объ­е­ди­нять в 2 (ино­гда 3) бло­ка и вы­чи­ты­вать под­ряд од­ну за дру­гой ут­ром и ве­че­ром, не­за­ви­си­мо от их из­на­чаль­ной свя­зи с оп­ре­де­лён­ным вре­ме­нем су­ток. В мо­на­сты­рях со­вер­ше­ние О. за­ви­се­ло от при­ня­то­го ус­та­ва (служ­бы так­же объ­е­ди­ня­лись в бло­ки, но вре­мя их со­вер­ше­ния бо­лее рав­но­мер­но рас­пре­де­ля­лось в те­че­ние дня и но­чи). Тем не ме­нее в ср.-век. ли­тур­гич. тол­ко­ва­ни­ях ук­ре­пи­лось пред­став­ле­ние о том, что иде­аль­ный круг О. со­сто­ит из 7 служб (что со­от­вет­ст­ву­ет Пс. 118:164).

В ос­но­ве всех служб О. ле­жит чте­ние псал­мов в оп­ре­де­лён­ном по­ряд­ке. Псал­мо­пе­ние со­про­во­ж­да­ет­ся чте­ни­ем мо­литв и от­рыв­ков из Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний от­цов Церк­ви, ме­няю­щих­ся в за­ви­си­мо­сти от дня не­де­ли и пе­рио­да ли­тур­гич. го­да. В ран­нее Сред­не­ве­ко­вье отд. эле­мен­ты служб О. за­пи­сы­ва­лись в раз­ных ли­тур­гич. кни­гах (ли­тур­гич. Псал­ти­ри, Кол­лек­та­рии, Ан­ти­фо­на­рии, Лек­цио­на­рии, Го­ми­лиа­рии и др.). В 11–13 вв. поя­вил­ся но­вый тип кни­ги, со­дер­жа­щей мо­лит­вы О., – Бре­виа­рий, пред­став­ляю­щий со­бой ан­то­ло­гию всех эле­мен­тов служб су­точ­но­го кру­га, за­пи­сан­ных в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, как они чи­та­ют­ся в те­че­ние дня, не­де­ли и ли­тур­гич. го­да. С кон. 13 в. на­чал­ся про­цесс уни­фи­ка­ции как Бре­виа­рия, так и служб О., хо­тя отд. дио­це­зы и ор­де­на мо­на­ше­ские дол­гое вре­мя со­хра­ня­ли соб­ст­вен­ные ва­ри­ан­ты Бре­виа­рия. В 16 в. в ре­зуль­та­те три­дент­ской ре­фор­мы (см. Три­дент­ский со­бор) со­став Бре­виа­рия и О. был окон­ча­тель­но за­фик­си­ро­ван, воз­ник­ла слож­ная сис­те­ма ус­тав­ных ука­за­ний (руб­рик), оп­ре­де­ляю­щих со­вер­ше­ние служб су­точ­но­го кру­га. Но­вая ре­фор­ма О. пред­при­ня­та па­пой Рим­ским Пи­ем X в нач. 20 в. В этот пе­ри­од со­вер­ше­ние О. вос­при­ни­ма­лось как осн. со­став­ляю­щая лич­но­го бла­го­чес­тия не толь­ко кли­ри­ков, но и ми­рян. По­это­му гл. це­лью ре­фор­мы бы­ло адап­ти­ро­вать О. для при­ват­но­го со­вер­ше­ния. Раз­вер­нув­шее­ся в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви т. н. ли­тур­гич. дви­же­ние по­тре­бо­ва­ло про­дол­же­ния ре­форм. В 1955 уп­ро­ще­ны руб­ри­ки О. По­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра про­ве­де­на ра­ди­каль­ная ре­фор­ма, из­ме­нив­шая не толь­ко струк­ту­ру и на­зва­ние осн. служб, но и бо­го­слов­ские ос­но­ва­ния со­вер­ше­ния О., ко­то­рый стал на­зы­вать­ся ли­тур­ги­ей ча­сов (лат. li­turgia ho­rarum, англ. liturgy of the hours, нем. Stundenge­bet, или Tagzeitenliturgie), что­бы под­черк­нуть кол­лек­тив­ный (цер­ков­ный) ха­рак­тер мо­лит­вы. Нок­тур­ны бы­ли за­ме­не­ны т. н. ча­сом чте­ний, 1-й час уп­разд­нён, 3, 6 и 9-й ча­сы ста­ли со­вер­шать­ся толь­ко при уча­стии хо­ра, пол­ную Псал­тирь пред­пи­са­но вы­чи­ты­вать в те­че­ние 4 нед (вме­сто 1 нед в преж­нем Оф­фи­ции).

В про­шлом О. (как и мес­са) прак­ти­че­ски пол­но­стью рас­пе­вал­ся. Эта прак­ти­ка за­фик­си­ро­ва­на в де­сят­ках муз.-тео­ре­тич. тру­дов 9–16 вв. (трак­та­ты, эн­цик­ло­пе­дич. «сум­мы», учеб­ные по­со­бия). Ком­по­зи­то­ры Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко соз­да­ва­ли мно­го­го­лос­ные со­чи­не­ния на тек­сты О. и (ре­же) мно­го­го­лос­ные об­ра­бот­ки ме­ло­дий О. с тек­ста­ми. В ка­ж­дой из осн. служб О. су­ще­ст­во­ва­ла сво­его ро­да муз.-ли­тур­гич. куль­ми­на­ция: на ут­ре­не – гимн Te Deum (в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни), в laudes – песнь За­ха­рии («Benedictus Dominus Deus Israel»), на ве­чер­не – сла­во­сло­вие Де­вы Ма­рии (Маг­ни­фи­кат), в ком­пле­то­рии – песнь Си­ме­о­на [«Nunc dimittis servum tuum Domine»; три по­след­ние биб­лей­ские пес­ни (см. Песнь биб­лей­ская) – с ан­ти­фо­ном]. Изу­че­ние пес­но­пе­ний О. – осо­бен­но тех форм и жан­ров, ко­то­рые в хо­де ли­тур­гич. ре­форм по­сле­до­ва­тель­но уп­разд­ня­лись (напр., ноч­ных рес­пон­со­ри­ев и «не­ка­но­ни­че­ских» гим­нов), – име­ет ог­ром­ное зна­че­ние для по­ни­ма­ния ис­то­рии и тео­рии зап.-ев­роп. му­зы­ки. Ре­кон­ст­рук­ции ста­рин­ных О. в нач. 21 в. не­ред­ко встре­ча­ют­ся в кон­церт­ной прак­ти­ке и зву­ко­за­пи­сях пред­ста­ви­те­лей дви­же­ния ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва.

Лит.: Salmon P. L’Office divin. P., 1959; Taft RF. The liturgy of the hours in East and West. Collegeville, 1986; Hiley D. Western plainchant. Oxf.; N. Y., 1993; Elberti A. La liturgia delle ore in Occidente: storia e teo­lo­gia. Roma, 1998; Кунц­лер М. Ли­тур­гия Церк­ви. М., 2003. Кн. 3; Кю­ре­гян ТС., Мо­ск­ва ЮВ., Хо­ло­пов ЮН. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал. М., 2008.

Вернуться к началу