ОФФИ́ЦИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОФФИ́ЦИЙ (лат. officium), в богослужении Римско-католич. церкви общее наименование служб суточного круга. Термин «О.» появился, вероятно, в 6 в. Наряду с ним, в источниках употребляются выражения «дело Божие» (opus Dei), «церковное последование» (cursus ecclesiasticus) и «канонические часы» (horae canonicae). Осн. элементы О. сформировались в период поздней античности. Ядро О. составляют: утреня, или полуночная служба (matutinum, или matutinae); хваления (laudes; лауды), или молитвы на заре; 3, 6 и 9-й часы (tertia, sexta, nona); вечерня (vesperae, или lucernarium); повечерие (completorium; комплеторий). Позднее к ним добавилась служба 1-го часа (prima). Если совершается всенощное бдение, то утреня разделяется на т. н. ноктурны (nocturni, или nocturna). В средние века в приходском богослужении все эти службы было принято объединять в 2 (иногда 3) блока и вычитывать подряд одну за другой утром и вечером, независимо от их изначальной связи с определённым временем суток. В монастырях совершение О. зависело от принятого устава (службы также объединялись в блоки, но время их совершения более равномерно распределялось в течение дня и ночи). Тем не менее в ср.-век. литургич. толкованиях укрепилось представление о том, что идеальный круг О. состоит из 7 служб (что соответствует Пс. 118:164).
В основе всех служб О. лежит чтение псалмов в определённом порядке. Псалмопение сопровождается чтением молитв и отрывков из Священного Писания и творений отцов Церкви, меняющихся в зависимости от дня недели и периода литургич. года. В раннее Средневековье отд. элементы служб О. записывались в разных литургич. книгах (литургич. Псалтири, Коллектарии, Антифонарии, Лекционарии, Гомилиарии и др.). В 11–13 вв. появился новый тип книги, содержащей молитвы О., – Бревиарий, представляющий собой антологию всех элементов служб суточного круга, записанных в той последовательности, как они читаются в течение дня, недели и литургич. года. С кон. 13 в. начался процесс унификации как Бревиария, так и служб О., хотя отд. диоцезы и ордена монашеские долгое время сохраняли собственные варианты Бревиария. В 16 в. в результате тридентской реформы (см. Тридентский собор) состав Бревиария и О. был окончательно зафиксирован, возникла сложная система уставных указаний (рубрик), определяющих совершение служб суточного круга. Новая реформа О. предпринята папой Римским Пием X в нач. 20 в. В этот период совершение О. воспринималось как осн. составляющая личного благочестия не только клириков, но и мирян. Поэтому гл. целью реформы было адаптировать О. для приватного совершения. Развернувшееся в Римско-католич. церкви т. н. литургич. движение потребовало продолжения реформ. В 1955 упрощены рубрики О. После Ватиканского II собора проведена радикальная реформа, изменившая не только структуру и название осн. служб, но и богословские основания совершения О., который стал называться литургией часов (лат. liturgia horarum, англ. liturgy of the hours, нем. Stundengebet, или Tagzeitenliturgie), чтобы подчеркнуть коллективный (церковный) характер молитвы. Ноктурны были заменены т. н. часом чтений, 1-й час упразднён, 3, 6 и 9-й часы стали совершаться только при участии хора, полную Псалтирь предписано вычитывать в течение 4 нед (вместо 1 нед в прежнем Оффиции).
В прошлом О. (как и месса) практически полностью распевался. Эта практика зафиксирована в десятках муз.-теоретич. трудов 9–16 вв. (трактаты, энциклопедич. «суммы», учебные пособия). Композиторы Возрождения и барокко создавали многоголосные сочинения на тексты О. и (реже) многоголосные обработки мелодий О. с текстами. В каждой из осн. служб О. существовала своего рода муз.-литургич. кульминация: на утрене – гимн Te Deum (в праздничные и воскресные дни), в laudes – песнь Захарии («Benedictus Dominus Deus Israel»), на вечерне – славословие Девы Марии (Магнификат), в комплетории – песнь Симеона [«Nunc dimittis servum tuum Domine»; три последние библейские песни (см. Песнь библейская) – с антифоном]. Изучение песнопений О. – особенно тех форм и жанров, которые в ходе литургич. реформ последовательно упразднялись (напр., ночных респонсориев и «неканонических» гимнов), – имеет огромное значение для понимания истории и теории зап.-европ. музыки. Реконструкции старинных О. в нач. 21 в. нередко встречаются в концертной практике и звукозаписях представителей движения аутентичного исполнительства.