АНТИФО́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИФО́Н (от греч. ἀντίφωνος – звучащий в ответ; откликающийся, вторящий), в христианском богослужении – название разл. певческих жанров, указывающее либо на способ исполнения (см. Антифонное пение), либо на наличие припева (или рефрена) к псалмодируемым стихам текста (чаще библейского).
В визант. традиции, вероятно, А. первоначально – припев к антифонно исполнявшимся стихам, позднее – псалом или библейская песнь вместе с припевом (такие А. составляли основу суточного круга древнего соборного богослужения Константинополя). В совр. православном богослужении А. – песнопения, исполняющиеся попеременно на 2 клиросах. В начале вечерни и утрени (во время Великого поста также на часах) звучат А. кафизм (частей Псалтири); каждая из 20 кафизм состоит из 3 А. На воскресных и праздничных утренях перед чтением Евангелия поются степенные А. (помещены в Октоихе; названы по Пс. 119–133, с которыми они первоначально исполнялись). На утрене Великой пятницы поются 15 А., посвящённых распятию Иисуса Христа (помещены в Триоди Постной). А. литургии (помещены в Минее и Ирмологии) разделяются на праздничные (стихи из разных псалмов с припевами; поются на праздники, посвящённые Христу, в греч. традиции также на богородичные двунадесятые праздники), изобразительные (Пс. 102, 145 и блаженны – заповеди блаженства из Нагорной проповеди, с припеваемыми к ним тропарями; поются в воскресенья, субботы и др. праздничные дни) и вседневные (избранные стихи из Пс. 91, 92, 94). 3 особых А. содержатся в чине пострига в Великую схиму (помещены в Требнике). А. кафизм, как правило, читаются (всегда поётся только 1-й А. 1-й кафизмы «Блажен муж» – стихи Пс. 1–3 с припевом «Аллилуйя»). А. исполняются на гласовые или иные традиционные и авторские распевы.
В католич. богослужении А. называется рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней (см. Магнификат, Песнь библейская). В прошлом возобновлялся после каждого псалмового стиха. Ныне стихи псалма исполняются б. ч. подряд, без перерыва; А. звучит только дважды (в начале и в конце) и утрачивает своё значение рефрена. Некоторые виды А. исполняются без псалмов и напоминают гимны. А. – наиболее употребит. жанр григорианского хорала и (вместе с псалмом) самая распространённая форма в музыке католич. литургии. А. поются в разл. частях оффиция и мессы. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium) – предначинательный А., интроит (introitus) – входной А. мессы, коммунио (communio) – причастный А. Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам А. поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалом, всегда соответствует ладу А. Окончание псалма соединяется с началом А. с помощью нормативной мелодич. фразы – дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» – гласными текста «seculorum amen» – «[во веки] веков аминь»). Мелодии А., как правило, невелики по объёму и содержат лишь незначит. распев слогов. Исключение составляют: 4 марианских «финальных А.» (во славу Богоматери) – «Alma Redemptoris mater» («Благодатная Мать Спасителя»), «Ave regina caelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina caeli» («Царица неба») и «Salve regina» («Привет Тебе, Царица») (исполняются без псалма); 7 больших, называемых также «O-антифонами» (antiphonae maiores, начинаются с междометия «о»); процессионные А., приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением и др.) и спец. церковным службам (освящению храма, коронации, погребению и т. п.), во время которых совершался ход (ныне, с сокращением количества процессий, почти исчезли). Мелодии этих особых А. отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские А. написаны в мелизматическом стиле.
Основу изучения историч. форм зап. А. заложил монах-бенедиктинец Р. Эсбер, который исследовал и классифицировал св. 1000 рукописей.