МАГНИ́ФИКАТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАГНИ́ФИКАТ (по первому слову стиха «Magnificat anima mea Dominum» – «Величит душа моя Господа», из лат. перевода Евангелия от Луки; Лк. 1, 46–55), славословие Пресвятой Богородицы, одна из песней библейских. Выдающийся образец молитвословной прозы, М. музыкально воплотился в церковной монодии католиков (см. Григорианский хорал). Известны распевы стихов М. (как правило, 1-го, но также и обособленных последующих) в формах большого респонсория (responsorium prolixum), тракта, верса, аллилуйи, антифона и др. Наибольшее распространение получил формульный распев (с элементами мелизматики) М. по типу псалмового тона (см. Псалмодия). Пение М. вместе с обрамляющим его антифоном (на собств. текст) составляло литургич. и драматургич. кульминацию католич. вечерни. С сер. 15 в. известны многоголосные обработки М., в т. ч. в технике фобурдона (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Р. Фэрфакс). Полифонич. композиции на текст М. достигли расцвета в 16 в. (Жоскен Депре, Т. Л. де Виктория, К. де Моралес и др.; у Дж. П. да Палестрины более 30, у О. ди Лассо ок. 100 М.). Композиц. основой вокального многоголосия в ренессансном М. была «заданная мелодия» (кантус фирмус) в одном из псалмовых тонов католич. обихода (отсюда обозначения «Магнификат третьего тона» и т. п.). Часто многоголосно обрабатывались только чётные стихи (нечётные по традиции исполнялись одноголосно или содержали инструментальные интермедии). В лютеранском богослужении распев М. (в нем. переводе М. Лютера «Meine Seele erhebt den Herrn») устроен по структурной модели католич. псалмового тона. Рельефную мелодию «немецкого М.» зап. исследователи возводят к ладово переменному, т. н. блуждающему, тону (tonus peregrinus). Её использовали И. С. Бах (в кантате «Meine Seele erhebt den Herrn» BWV 10), И. М. Гайдн, В. А. Моцарт (в Реквиеме и оратории «Освобождённая Ветулия»). С 17 в. хоровые разделы М. зачастую чередовались с сольными ариями и ансамблями, что способствовало превращению М. в концертный муз. жанр (с кон. 18 в.). Композиции на текст М. в 17–18 вв. создавали К. Монтеверди, Г. Шютц, А. Вивальди, И. С. Бах (ему принадлежит известный М. D-dur), Моцарт (в ранних церковных сочинениях); в 19 в. – Ф. Мендельсон. Интерес к М., угасший в сер. 19 в., возродился в 20 в. (Р. Воан-Уильямс, А. Хованесс, Дж. Тавенер, К. Пендерецкий, А. Пярт, В. И. Мартынов). Пышные барочные и ренессансные М. доныне исполняются в католич. и протестантских церквах по большим праздникам для украшения богослужения. Особую разновидность составляют М. для органа с использованием традиц. мелодий в качестве кантус фирмус (Дж. Фрескобальди, С. Шейдт, И. Пахельбель).
Песнь Пресвятой Богородицы (в переводе с греч. на церковнославянский) с прибавлением молитвы «Честнейшую» в качестве припева входит в состав православного Всенощного бдения.