ПАЛЕСТРИ́НА ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА ПАЛЕСТРИНА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕСТРИ́НА (Palestrina), Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (латинизир. Ioannes Petrus Aloysius Praenestinus) (1525 или 1526, Палестрина – 2.2.1594, Рим), итал. композитор. Основатель Римской школы. В кон. 1530-х – нач. 1540-х гг. пел и учился музыке в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме, среди предполагаемых учителей – капельмейстеры франц. происхождения Р. Маллаперт и Ф. Лебель. В 1544–51 органист и учитель музыки в кафедральном соборе Палестрины. С 1551 до конца жизни работал в Риме: возглавлял хоровые капеллы собора Св. Петра (1551–55, 1571–94), ц. Сан-Джованни-ин-Латерано (1555–60) и ц. Санта-Мария-Маджоре (1561–65), преподавал в папской Римской семинарии (1566–71), сочинял музыку для двора кардинала Ипполита II д’Эсте (1564, 1567–71). За заслуги перед Ватиканом Пий IV (понтификат 1560–65) удостоил П. в 1565 редкого титула modulator pontificus («папский композитор»). Эпитафия на несохранившемся захоронении П. в соборе Св. Петра породила устойчивую традицию называть П. «princeps musicae» – «князь музыки».
Один из наиболее плодовитых церковных композиторов за всю историю музыки, хотя не был рукоположен в сан и остался мирянином. Ему принадлежит не менее 104 месс, среди которых: одиннадцать 4–6-голосных, созданных по заказу герцога Гульельмо Гонзаги, – т. н. мантуанские мессы (написаны на распевы, специфичные для богослужения в герцогской капелле); четыре 8-голосные мессы для 2 хоров. Среди сочинений на тексты оффиция: 68 офферториев и св. 70 гимнов для праздников всего церковного года, 35 магнификатов, 11 литаний, 5 сб-ков «плачей пророка Иеремии». П. – автор св. 300 мотетов и св. 140 мадригалов на тексты светской и духовной поэзии (последние, исключительно 5-голосные, называются духовными мадригалами – madrigali spirituali). В отношении 80 сочинений (в т. ч. 10 месс) авторство П. оспаривается.
Музыка П. – классич. образец строгого стиля в полифонии (в системе муз. образования ряда зап. стран ныне существует стандартный курс «стиль Палестрины»). Гл. черта его творчества в целом – соблюдение меры во всём, от взаимодействия музыки и слова и до отд. приёмов композиции: сбалансированность мелодического движения и ритма, тщательный контроль употребления консонанса и диссонанса, чередование имитационного и гоморитмического (старогомофонного) типов изложения, умеренная «нагруженность» полифонической техникой и риторикой музыкальной и др. Такой эстетич. установкой объясняется «тотальная гармония», господствующая во всей музыке П., и в то же время отсутствие явно выраженных экспериментов в муз. языке и форме, духа новаторства.
Около половины месс П. написано в технике пародии на собственные и заимствованные (франко-флам., исп., редко итальянские, в т. ч. К. де Моралеса, Ж. Ришафора, Ф. Вердело, Жаке Мантуанского, Ч. де Роре, Д. Феррабоско) многоголосные модели; значит. часть месс создана на литургический, реже светский кантус фирмус; неск. месс – т. н. свободные (не основываются на кантус фирмус). Наиболее известна «Месса папы Марчелло» (1567, свободная, 6-голосная, преим. в гоморитмической фактуре). Поводом к её созданию предположительно послужил съезд папских музыкантов (1555), на котором папа Марцелл II потребовал от композиторов макс. внятности молитвословия в музыке, сопровождающей богослужения на Страстной неделе. (История о том, что эта месса, якобы исполненная перед делегатами Тридентского собора, «спасла» церковную музыку от офиц. запрета многоголосия, является позднейшим вымыслом.) К числу часто исполняемых относятся также мессы «Assumpta est Maria» («Мария вознеслась [на небо]»), «Aeterna Christi munera» («Вечные дары Христа»), Missa brevis (Краткая месса).
Мотеты П. гл. обр. 4–6-голосные; значит. количество мотетов написано для 2 и 3 хоров, в т. ч. два (на 8 и 12 голосов) – на текст Stabat Mater. Образцы мотетного стиля – все 29 мотетов 4-й книги, сочинённые на тексты Песни Песней (с посвящением папе Григорию XIII, в котором композитор осуждает своих коллег за стремление писать о плотской любви, сокрушается по поводу собств. греховных пристрастий в прошлом и, наконец, излагает «правильное» христианское понимание знаменитого своей эротичностью ветхозаветного текста), а также «Super flumina Babylonis» («На реках вавилонских») и «Tu es Petrus» («Ты – Пётр»). Из светских мадригалов П. уже при его жизни приобрели известность «Io son ferito» («Я уязвлён») и особенно мадригал «Vestiva i colli» («[Весна] нарядила холмы [и поля]»), который многократно обрабатывался др. композиторами (интабуляции, вариации, мессы-пародии и др.); из духовных – 8-частный цикл «Дева прекрасная» («Vergina bella»; на текст последней канцоны из «Книги песен» Ф. Петрарки).