РИ́МСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́МСКАЯ ШКО́ЛА, 1) группа композиторов 2-й пол. 16 – 1-й пол. 17 вв., связанных по службе с папским хором Сикстинской капеллы. Представители: Дж. П. да Палестрина, Т. Л. де Виктория (до 1587), Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. Сориано, Ф. и Дж. Ф. Анерио, позднее Г. Аллегри. В их творчестве преобладала церковная музыка для многоголосных вокальных составов а капелла на канонич. тексты мессы и оффиция. Восприняв достижения мастеров нидерландской школы, композиторы Р. ш. создали собств. версию эвфонического контрапункта (см. раздел Музыка в ст. Возрождение), нормы которого были впоследствии кодифицированы в качестве т. н. строгого стиля. Их благостно-умиротворённые, величавые композиции отвечали требованиям католич. Церкви в период Контрреформации (в частности, решению Тридентского собора о необходимости отчётливого восприятия богослужебных текстов).
2) Одна из первых оперных школ в Италии (17 в.). В период понтификата Урбана VIII (1623–44) муз. спектакли пользовались поддержкой в среде высшего духовенства. Особенность театральной жизни в Папской обл. – запрет на появление на сцене женщин, в связи с чем стало нормой поручать сопрановые партии кастратам. В Р. ш. наметились две линии: пышного барочного спектакля («Цепь Адониса» Д. Маццокки, 1626) и нравоучительно-комического, близкого комедии дель арте («Страждущий да надеется» В. Маццокки и М. Мараццоли на сюжет из «Декамерона» Дж. Боккаччо, 1639). Крупнейший представитель Р. ш. – С. Ланди («Св. Алексей», 1631 или 1632), в произведениях которого объединились обе тенденции. Среди др. композиторов – Л. Виттори (пастораль «Галатея», 1639), М. Росси («Эрминия», 1637). Римская опера пережила новый подъём в 1670-х гг., когда при поддержке швед. королевы Кристины был открыт театр «Тординона» (1671). Среди постановок: «Сила любви» (1672?), «Любовь из мести, или Алькаста» (1673) и «Колумб, или Обнаруженная Индия» (1690) Б. Паскуини. С Римом связаны первые творч. достижения А. Скарлатти.