Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИ́МСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 521-522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РИ́МСКАЯ ШКО́ЛА, 1) груп­па ком­по­зи­торов 2-й пол. 16 – 1-й пол. 17 вв., свя­зан­ных по служ­бе с пап­ским хо­ром Сик­стин­ской ка­пел­лы. Пред­ста­ви­те­ли: Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, Т. Л. де Вик­то­рия (до 1587), Дж. М. и Дж. Б. На­ни­но, Ф. Со­риа­но, Ф. и Дж. Ф. Ане­рио, позд­нее Г. Ал­лег­ри. В их твор­че­ст­ве пре­об­ла­да­ла цер­ков­ная му­зы­ка для мно­го­го­лос­ных во­каль­ных со­ста­вов а ка­пел­ла на ка­но­нич. тек­сты мес­сы и оф­фи­ция. Вос­при­няв дос­ти­же­ния мас­те­ров ни­дер­ланд­ской шко­лы, ком­по­зи­то­ры Р. ш. со­зда­ли собств. вер­сию эв­фо­ни­че­ско­го кон­тра­пунк­та (см. раз­дел Му­зы­ка в ст. Воз­рож­де­ние), нор­мы ко­то­ро­го бы­ли впо­след­ст­вии ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны в ка­че­ст­ве т. н. стро­го­го сти­ля. Их бла­го­ст­но-уми­ро­тво­рён­ные, ве­ли­ча­вые ком­по­зи­ции от­ве­ча­ли тре­бо­ва­ни­ям ка­то­лич. Церк­ви в пе­ри­од Контр­ре­фор­ма­ции (в ча­ст­но­сти, ре­ше­нию Три­дент­ско­го со­бо­ра о не­об­хо­ди­мо­сти от­чёт­ли­во­го вос­при­ятия бо­го­слу­жеб­ных тек­стов).

2) Од­на из пер­вых опер­ных школ в Ита­лии (17 в.). В пе­ри­од пон­ти­фи­ка­та Ур­ба­на VIII (1623–44) муз. спек­так­ли поль­зо­ва­лись под­держ­кой в сре­де выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва. Осо­бен­ность те­ат­раль­ной жиз­ни в Пап­ской обл. – за­прет на по­яв­ле­ние на сце­не жен­щин, в свя­зи с чем ста­ло нор­мой по­ру­чать со­пра­но­вые пар­тии ка­ст­ра­там. В Р. ш. на­ме­ти­лись две ли­нии: пыш­но­го ба­роч­но­го спек­так­ля («Цепь Адо­ни­са» Д. Мац­цок­ки, 1626) и нра­во­учи­тель­но-ко­ми­че­ско­го, близ­ко­го ко­ме­дии дель ар­те («Стра­ж­ду­щий да на­де­ет­ся» В. Мац­цок­ки и М. Ма­рац­цо­ли на сю­жет из «Де­ка­ме­ро­на» Дж. Бок­кач­чо, 1639). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель Р. ш. – С. Лан­ди («Св. Алек­сей», 1631 или 1632), в про­из­ве­де­ни­ях ко­то­ро­го объ­е­ди­ни­лись обе тен­ден­ции. Сре­ди др. ком­по­зи­то­ров – Л. Вит­то­ри (пас­то­раль «Га­ла­тея», 1639), М. Рос­си («Эр­ми­ния», 1637). Рим­ская опе­ра пе­ре­жи­ла но­вый подъ­ём в 1670-х гг., ког­да при под­держ­ке швед. ко­ро­ле­вы Кристи­ны­ был от­крыт те­атр «Тор­ди­но­на» (1671). Сре­ди по­ста­но­вок: «Си­ла люб­ви» (1672?), «Лю­бовь из ме­сти, или Аль­ка­ста» (1673) и «Ко­лумб, или Об­на­ру­жен­ная Ин­дия» (1690) Б. Па­скуи­ни. С Ри­мом свя­за­ны пер­вые творч. до­сти­же­ния А. Скарлат­ти­.

Вернуться к началу