СКАРЛА́ТТИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКАРЛА́ТТИ (Scarlatti) Алессандро (Пьетро Алессандро Гаспаре) (2.5.1660, Палермо – 22.10.1725, Неаполь), итальянский композитор, член академии «Аркадия» (1706). Сын певца Пьетро Скарлаты. Отец Д. Скарлатти. В 1672 семья переехала в Рим. С 1678 капельмейстер церкви Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили, с 1679 служил при дворе шведской королевы Кристины. Из-за папского запрета публичных театральных постановок в Риме его ранние оперы (первая – «Недоразумения из-за сходства», 1679) ставились во дворцах знати. С 1684 служил в придворной капелле в Неаполе (с 1692 капельмейстер), но продолжал писать оперы для Рима («Розмена, или Верная неверность», 1686; «Статира», 1690; «Недоразумения в любви, или Розаура», 1690). На либретто С. Стампильи написал оперы «Падение децемвиров» (1697), «Гераклея» (1700), «Тит Семпроний Гракх» (1702; все – театр «Сан-Бартоломео», Неаполь). Покинув Неаполь из-за начавшейся войны (Испанское наследство), он создал несколько опер для герцога Тосканского Фердинандо Медичи («Флавий Куниберт», 1702; «Арминий», 1703; «Властвующий Луций Манлий», либретто Стампильи; «Великий Тамерлан», обе 1706) и для театра «Сан-Джованни Кризостомо» в Венеции («Митридат Евпатор» и «Триумф свободы», обе 1707). В 1708 вернулся в Неаполь, где в числе прочих поставлены опера «Тигран, или Равное усердие любви и веры» (либр. Д. Лалли, 1715, театр «Сан-Бартоломео») и музыкальная комедия «Триумф чести» (либретто Ф. А. Туллио, 1718, театр «Фьорентини»). Последние оперы С. – «Марк Аттилий Регул» (1719), «Гризельда» [либретто Ф. М. Русполи(?) по А. Дзено, 1721] – поставлены в Риме (театр «Капраника»).
С. считается основоположником неаполитанской школы: его деятельность в 1680–90-е гг. вывела неаполитанскую оперную традицию в число лидирующих в Европе. При этом, однако, его творч. индивидуальность сложилась под влиянием римских оперных вкусов, которые он перенёс в Неаполь в противовес местным традициям (Ф. Провенцале, Г. Греко, Ф. Манчини, Д. Сарро и др.). Стиль С. отличают тонкая проработка деталей, полифонич. насыщенность фактуры, естественная, гибкая, грациозная и сдержанно украшенная кантилена, удобная для вокализации, совершенство формы. Осн. область творчества С. – вокальная музыка: св. 65 опер, не менее 35 ораторий, св. 70 мотетов, 10 месс, 2 магнификата, Te Deum, ряд др. церковных песнопений, а также неск. сотен светских сольных кантат, ставших важной вехой в истории этого жанра. Инструментальные сочинения: 12 симфоний, 6 произведений в жанре кончерто гроссо, сонаты для струнных, для флейты и струнных, клавирные токкаты и др.