Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«STÁBAT MÁTER»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 131-132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«STÁBAT MÁTER» (лат. Stabat mater do­lorosa – Стоя­ла Мать скор­бя­щая), сред­не­ве­ко­вая ка­то­ли­че­ская се­к­вен­ция. Текст тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет­ся итал. по­эту Яко­по­не да То­ди, по др. вер­сии, его ав­то­ром яв­ля­ет­ся па­па Ин­но­кен­тий III или Бо­на­вен­ту­ра. 1-я часть тек­ста, на­пи­сан­но­го 4-стоп­ным хо­ре­ем, по­ве­ст­ву­ет о стра­да­ни­ях Де­вы Ма­рии во вре­мя рас­пя­тия Ии­су­са Хри­ста, 2-я часть пред­став­ля­ет со­бой стра­ст­ную моль­бу греш­ни­ка о да­ро­ва­нии ему рая по­сле смер­ти. Сти­хи и мо­но­дич. рас­пев (ано­ним­ный) впер­вые ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся в ру­ко­пи­сях 13 в. В 1-й пол. 16 в. эта се­к­вен­ция, на­ря­ду со мно­ги­ми дру­ги­ми, вхо­ди­ла в Рим­ский мис­сал, на Три­дент­ском со­бо­ре за­пре­ще­на, в 1727 вновь до­пу­ще­на к при­ме­не­нию в бо­го­слу­же­нии. Пер­вые мно­го­го­лос­ные муз. ком­по­зи­ции на текст «S. M.» от­ме­ча­ют­ся в 15 в. (мо­тет Жос­ке­на Де­пре). Текст се­к­вен­ции при­об­рёл боль­шую по­пу­ляр­ность у ев­роп. ком­по­зи­то­ров на­чи­ная с 18 в.; на не­го пи­са­ли собств. му­зы­ку А. Скар­лат­ти, А. Ви­валь­ди, Дж. Б. Пер­го­ле­зи, Ф. Шу­берт, Дж. Рос­си­ни, А. Двор­жак, Ф. Пу­ленк, К. Пен­де­рец­кий, А. Пярт, А. С. Ка­ра­ма­нов, В. И. Мар­ты­нов и мн. др. Сво­бод­ные сти­хотв. пе­ре­ло­же­ния тек­ста «S. М.» при­над­ле­жат В. А. Жу­ков­ско­му («Горь­ко пла­ча и ры­дая»), Л. А. Мею («Ма­терь Бо­жия стоя­ла / И в без­мол­вии ры­да­ла»), Д. С. Ме­реж­ков­ско­му («На Гол­го­фе, Ма­терь Бо­жья...»).

Вернуться к началу