Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́РЕ́ ЧИПРИАНО ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 651-652

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Григорьева

РО́РЕ́ (Rore) Чи­приа­но (Ки­при­ан) де (1515 или 1516, Рон­се, Флан­д­рия – сент. 1565, Пар­ма), итал. ком­по­зи­тор. По про­ис­хо­ж­де­нию фла­ман­дец. Пред­по­ло­жи­тель­но уче­ник А. Вил­лар­та. В 1546–59 ка­пель­мей­стер при дво­ре Эр­ко­ле II д’Эсте в Фер­ра­ре, ко­то­рая бы­ла од­ним из круп­ней­ших куль­тур­ных цен­тров Ев­ро­пы; из­да­вал свои со­чи­не­ния в Ита­лии и др. стра­нах и за­вое­вал ав­то­ри­тет как ком­по­зи­тор. По­след­ние го­ды жиз­ни про­вёл при дво­ре гер­цо­га От­та­вио Фар­не­зе в Пар­ме.

В сво­их но­ва­тор­ских мад­ри­га­лах (св. 100; из­да­ны в 8 сб-ках в 1542–66) вы­сту­пил как ос­но­во­по­лож­ник «вто­рой прак­ти­ки» (seconda pratica) – важ­но­го на­прав­ле­ния в свет­ской му­зы­ке то­го вре­ме­ни (см. об этом в ст. К. Мон­те­вер­ди). Ус­та­но­вил в них нор­ма­тив­ное 5-го­ло­сие; ожи­вил рит­ми­че­ский стиль, вне­дрив раз­де­лы в «мел­ких дли­тель­но­стях» (итал. note negre, букв. – чёр­ные но­ты; ста­ли нор­мой для позд­ней­ших итал. мад­ри­галов) и че­ре­до­ва­ние 2- и 3-доль­ных мен­зур. Экс­пе­ри­мент в об­лас­ти фор­мы – гран­ди­оз­ный 11-ча­ст­ный мад­ри­галь­ный цикл «Де­ва пре­крас­ная» («Vergine bel­la») на пол­ный текст кан­цо­ны из «Кан­цонь­е­ре» Ф. Пет­рар­ки, об­ра­щён­ный к Бо­го­ро­ди­це (мад­ри­га­ли­сты не­од­но­крат­но ис­поль­зо­ва­ли фраг­мен­ты это­го тек­ста). Мад­ри­гал «[Лёг­кие] зву­ки сви­релей» («Calami sonum ferentes») для 4 ба­сов – об­ра­зец ха­рак­тер­ной для то­го вре­ме­ни ими­та­ции ан­тич­но­сти; не­обыч­ная хро­ма­ти­че­ская гар­мо­ния, по за­мыс­лу Р., долж­на бы­ла при­дать му­зы­ке «ан­тич­ное» зву­ча­ние. Др. из­вест­ные мад­ри­га­лы: «Опять при рас­ста­ва­нье» («Anchor che col partire»), «Судь­ба, бла­го­склон­ная ко мне» («Mia benigna fortuna»), «С пре­крас­но­го Вос­то­ка» («Da le belle contrade d’Oriente»). Р. – ав­тор 5 месс, 2 маг­ни­фи­ка­тов, «Стра­стей по Ио­ан­ну». На мес­сы (сре­ди них – «Мес­са в чёр­ных но­тах», где в ка­че­ст­ве кан­тус фир­мус ис­поль­зо­ва­на его соб­ст­вен­ная шан­сон) Р. рас­про­стра­нил не­ко­то­рые чер­ты сво­его мад­ри­галь­но­го сти­ля. Сре­ди мо­те­тов (пре­им. 5-го­лос­ные, все­го св. 50) – дра­ма­ти­че­ский «О, я не­сча­ст­ный!» («In­fe­lix ego», на текст пред­смерт­но­го «раз­мыш­ле­ния» Дж. Са­во­на­ро­лы) и «Ко­гда ве­сё­лая Гес­пе­ри­да» («Hes­pe­riae cum laeta»; в сти­хах Дж. Фа­лет­ти опи­сы­ва­ет­ся порт­рет Ан­ны д’Эсте в образе Ве­не­ры ра­бо­ты Дж. да Кар­пи – ху­дож­ни­ка фер­рар­ской шко­лы, со­вре­мен­ни­ка Р.; не сохр.). По­след­ний ис­сле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют в рус­ле ти­пич­но­го для Ре­нес­сан­са стрем­ле­ния к син­те­зу му­зы­ки, лит-ры и жи­во­пи­си.

Лит.: Lowinsky E. E. The musical avant-garde of the Renaissance // Art, science, and history in the Renaissance / Ed. C. S. Singleton. Balt., 1967; idem. C. de Rore’s Venus motet: Its poetic and pictorial sources. Provo, 1986; Haar J. Essays on Italian poetry and music in the Renaissance. Berk., 1986; Owens J. A. Composers at work: The craft of musical composition 1450–1600. N. Y.; Oxf., 1997; Schick H. Musi­ka­lische Einheit im Madrigal von Rore bis Mon­teverdi. Tutzing, 1998.

Вернуться к началу