РО́РЕ́ ЧИПРИАНО ДЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́РЕ́ (Rore) Чиприано (Киприан) де (1515 или 1516, Ронсе, Фландрия – сент. 1565, Парма), итал. композитор. По происхождению фламандец. Предположительно ученик А. Вилларта. В 1546–59 капельмейстер при дворе Эрколе II д’Эсте в Ферраре, которая была одним из крупнейших культурных центров Европы; издавал свои сочинения в Италии и др. странах и завоевал авторитет как композитор. Последние годы жизни провёл при дворе герцога Оттавио Фарнезе в Парме.
В своих новаторских мадригалах (св. 100; изданы в 8 сб-ках в 1542–66) выступил как основоположник «второй практики» (seconda pratica) – важного направления в светской музыке того времени (см. об этом в ст. К. Монтеверди). Установил в них нормативное 5-голосие; оживил ритмический стиль, внедрив разделы в «мелких длительностях» (итал. note negre, букв. – чёрные ноты; стали нормой для позднейших итал. мадригалов) и чередование 2- и 3-дольных мензур. Эксперимент в области формы – грандиозный 11-частный мадригальный цикл «Дева прекрасная» («Vergine bella») на полный текст канцоны из «Канцоньере» Ф. Петрарки, обращённый к Богородице (мадригалисты неоднократно использовали фрагменты этого текста). Мадригал «[Лёгкие] звуки свирелей» («Calami sonum ferentes») для 4 басов – образец характерной для того времени имитации античности; необычная хроматическая гармония, по замыслу Р., должна была придать музыке «античное» звучание. Др. известные мадригалы: «Опять при расставанье» («Anchor che col partire»), «Судьба, благосклонная ко мне» («Mia benigna fortuna»), «С прекрасного Востока» («Da le belle contrade d’Oriente»). Р. – автор 5 месс, 2 магнификатов, «Страстей по Иоанну». На мессы (среди них – «Месса в чёрных нотах», где в качестве кантус фирмус использована его собственная шансон) Р. распространил некоторые черты своего мадригального стиля. Среди мотетов (преим. 5-голосные, всего св. 50) – драматический «О, я несчастный!» («Infelix ego», на текст предсмертного «размышления» Дж. Савонаролы) и «Когда весёлая Гесперида» («Hesperiae cum laeta»; в стихах Дж. Фалетти описывается портрет Анны д’Эсте в образе Венеры работы Дж. да Карпи – художника феррарской школы, современника Р.; не сохр.). Последний исследователи рассматривают в русле типичного для Ренессанса стремления к синтезу музыки, лит-ры и живописи.