ПЕСНЬ БИБЛЕ́ЙСКАЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕСНЬ БИБЛЕ́ЙСКАЯ (лат. canticum, букв. – песня, песнь), общее название ряда поэтических текстов из книг Ветхого Завета (кроме Псалтири) и Евангелия от Луки, используемых в богослужении католиков латинского обряда. В католическом оффиции (службе часов) молитва распевается на псалмовый тон (см. Псалмодия) с обрамляющим молитву антифоном; новозаветные песни полагаются в «кульминационные» моменты служб. Наиболее последовательно в богослужении используются новозаветные песни (Иоанн де Грокейо называл их «евангельскими псалмами»), все тексты которых взяты из Евангелия от Луки: «Benedictus Dominus Deus Israel» (песнь Захарии; Лк. 1:68–79) распевается на утрене (laudes), «Magnificat anima mea Dominum» (славословие Девы Марии; Лк. 1:46–55) – на вечерне, «Nunc dimittis servum tuum Domine» (песнь Симеона; Лк. 2:29–32) – в комплетории. Ветхозаветные песни взяты из разных книг, исполняются на утрене (laudes), в зависимости от дня недели: «Benedicite, omnia opera Domini, Domino» (песнь трёх отроков; Дан. 3:57–88, 3:56) – в воскресенье и по праздникам, «Confitebor tibi, Domine, quoniam iratus es mihi» (песнь пророка Исайи; Ис. 12:1–6) – в понедельник, «Ego dixi: In dimidio dierum meorum vadam ad portes inferi» (песнь Езекии; Ис. 38:10–20) – во вторник, «Exsultavit cor meum in Domino» (песнь Анны; 1Цар. 2:1–10) – в среду, «Cantemus Domino: gloriose enim magnificatus est» (песнь Моисея; Исх. 15:1–19) – в четверг, «Domine, audivi auditionem tuam, et timui» (песнь Аввакума; Авв. 3:2–19) – в пятницу, «Audite, caeli, quae loquor» (песнь Моисея; Втор. 32:1–43) – в субботу. Помимо этих десяти библейских песней, в разных версиях дореформенного Римского бревиария под литургическим наименованием canticum фигурировали и другие псалмоподобные тексты из Ветхого Завета.
В профессиональной музыке западноевропейской традиции наиболее популярен магнификат, а также «Benedictus» (многие анонимные многоголосные композиции, сочинения Дж. П. да Палестрины, О. Лассо, Л. Виаданы, К. Джезуальдо, Т. Л. де Виктории, Т. Таллиса, О. Векки, Ж. Б. Люлли). На эти тексты (реже – на формульные мелодии, предписанные для богослужебного распева этих текстов) были созданы сотни произведений композиторами Средневековья, Возрождения, барокко; то же – в протестантском богослужении, в переводах на новоевропейские языки. Тексты ветхозаветных песней практически не обрабатывались (редкие примеры таких обработок — мотет «Benedicite» Жоскена Депре, хор «Cantemus Domino» Дж. Россини). В классико-романтический период интерес к библейским песням снизился, в 20–21 вв. возродился (образцы сочинений – «Benedictus» К. Пендерецкого, «Magnificat» и «Nunc dimittis» А. Пярта, Магнификат В. И. Мартынова и др.).
О библейских песнях в православном богослужении см. в статье Канон (в христианской гимнографии).